Троица Печать
14.05.2018 00:30
Иные праздники имеют такую древнюю историю, что непонятно до конца, что же на самом деле мы отмечаем… Дело в том, что Троица – одна из самых запутанных традиций, имеющая глубокие религиозные корни.
Как и почему соединились два праздника: Зелёное воскресенье у язычников и Троица у христиан?
И так, Древняя Русь. По сохранившимся поверьям, время, когда праздновали Зеленое воскресенье, совпадало с самым большим в году ведьмацким шабашем. Всякая нечисть во главе с лешими и ведьмами веселилась и заманивала молодых парней и девушек в свои хижины. Чтобы распугать нечисть, люди устраивали такие гуляния, чтобы от музыки, песен и хороводов вурдалаки бросились бы врассыпную.
На утро после Зеленого воскресенья, согласно поверью, русалки выползали из воды и грелись на солнышке. Русалочье воскресенье, так еще называли это праздник, был единственным днем в году, когда можно было молиться за души самоубийц – считалось, что только тогда они имели шанс упокоиться. Сразу после этого дня начинались активные полевые работы.
Листья и ветки несли защитную функцию – ими украшали окна и двери, чтобы запахи свежей зелени отпугивали злых духов, не пуская в жилище.
В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это день особого поминовения усопших - Троицкий четверик (Семик) - 24 мая и Троицкая родительская суббота (в этом году - 26 мая), само Троицкое воскресенье  - 27 мая и следующий за ним Духов день - 28 мая.
Раньше на Руси существовал обряд завивания венков или завивания березки, который происходил чаще всего в Семик (четверг). Девушки шли в лес, закручивали ветки березы кольцами и связывали их, через эти венки целовались и менялись крестиками - кумились. 
Под украшенными березами устраивали праздничное угощение с кашей, пирогами, квасом и обязательной ритуальной едой - яичницей. Стол на Русалочье воскресенье готовили очень богатый, почти как на Пасху. Яйцо ведь символ непрерывности бытия – когда же его есть, как не сейчас?
Первая ложка каши давалась березке, а после трапезы вокруг деревца водили хороводы и пели песни.
На Семик же молодые девушки плели венки. Некоторые разбрасывали их по лесу - русалкам, чтобы они добыли суженых-ряженых. После этого надо было быстро убежать, чтобы не попасться водяным девам. Бросали венки и в реку, смотрели, как те поведут себя. Больше всего боялись, как бы не утонул - это предвещало или разлуку с милым другом, или скорую погибель. Если венок прибивало к берегу, значит та, кому он принадлежал, замуж выйдет не скоро, а коли понесет его течение далеко - радовались скорой встрече с нареченным. 
На Троицу распускали (развивали) завязанные ветки, при этом гадали о будущем: увядший или развившийся венок сулил смерть или девичество.
В Троицкую родительскую субботу - посещение могил с обязательной трапезой около них, с крашеными яицами (обычно, зелёными). Этот обычай, дошел до нас из языческих времен
Есть одна легенда, связанная с Зеленым воскресеньем. Считалось, если селение хорошо отгуляет праздник, то в ближайшем лесу в этот день высеется тот самый цветок папоротника, который, согласно легенде, распускается в ночь на Ивана Купала и приносит счастье тому, кто сможет его найти.
 
 
Обряд "Похороны кукушки"
Много обрядов на Руси проходили с помощью специально сделанных кукол.
Например: древний обряд "похороны кукушки". Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующим: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал.
 
Там они водили хороводы, Пеле песни и кумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она отдана подружке!
После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы "кукушкины слёзки". Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от "кукушества", провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства "не быть кукушкой".
 
 
Вот так, незаметно, от языческого Зелёного воскресенья мы перешли к православной Троице.
Известно, что более древнее название Троицы – Пятидесятница. Это значит, что за пятьдесят дней до этого пророк Моисей попросил у египетского фараона отпустить еврейский народ из земель египетских. После печальной истории с 10-ю казнями египетскими Моисей со своим народом был отпущен, и произошло событие под названием "дарование Синайского закона".
Второе событие – это чудо, которое случилось с апостолами Христа как раз на Пятидесятницу. В этот день, кода апостолы собрались вместе помолиться, с ними произошло нечто странное. Раздался гром, и на апостолов снизошли "языки пламени, которые не жгли, но светились". Это чудо вдохновило апостолов ("Дух Святой навсегда наполнил Собою души их") и они решили создать христианскую церковь и распространять религию. Троица, по сути, есть днем рождения Церкви и началом движения ранних христиан по миру. Как только апостолы решили проповедовать, на них снизошло еще и знание всех языков – чтобы было проще распространять.
На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот день, когда на апостолов снизошел Дух Святой. Молодая зелень в рамках Троицы символизирует духовное обновление и рост.
В Троицкую родительскую субботу в церквях служат панихиды по усопшим.
В большинстве источников исследователи утверждают, что Зеленое воскресенье очень гармонично вплелось в христианскую традицию и, по сути, не имеет особенных отличий. Но это не так. Христианская традиция празднует единство Божьего проявления и Соборности церкви, а язычники – беспрерывность жизни и процесс созревания. Язычники, когда их почти убедили, что христианство идеологически вполне гармонично может сосуществовать с языческой верой, привели аргумент, связанный с физиологией растений. Основной символизм языческих праздников связан с тем, что ветка, сломанная до Русалочьего воскресенья, даст ростки и будет жить, а сломанная после – засохнет. Магия молодости и жизни, несмотря ни на что, победит смерть – это основная идея языческого праздника. Троица, по мнению язычников, отмечается слишком поздно – не весной, а летом, когда магия свежей зелени уже не действует. Зеленое воскресенье отмечали через семь недель после весеннего равноденствия. Троица же – через 50 дней после Пасхи.
Язычники желали друг другу в этот день защиты от злых духов и болезней, христиане просят Святой Дух прибывать в душах. Наши предки в этот день заговаривали сады, огороды, жилища, детей и друг друга. Заговаривали – значит молились. Что делают христиане – они тоже молятся за свое благополучие, за здоровье родных и близки. Есть понятия и желания, которые были важны для людей любой веры и в любом веке.
Самым ярким примером того, что мы все-таки немножко язычники мы видим на календарях, где на пятидесятый день после Пасхи пишут: "Троица (Зеленое воскресенье)"