Осенние Кузьминки | Печать |
На Руси 14 ноября отмечался праздник, который именовался "Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники". Это старый русский народный праздник, праздник урожая, праздник Рода, первый зимний праздник, начало зимы. 
В народе этот день называли просто Кузьминки, да еще и приговаривали:
"Кузьминки - об осени поминки",
"Кузьминки - встреча зимы".
Праздник этот в честь братьев-кузнецов Кузьмы и Демьяна – защитников супружеского счастья.
Проводили мы в библиотеке им. П.П. Бажова такие праздники и необязательно 14 ноября, а как классу будет удобно, но в ноябре. 
Сколько нового узнавали мы о детях, а ребята о нашей культуре.
Постелен на полу настоящий домотканый половик – ребята заходят в зал и… обходят половик, не наступая на него: «Красивый…». За неделю до праздника встречалась с классом – мальчиков сразу отпустила домой с наказом – к празднику сделать любую поделку своими руками, а с девочками делали простую куклу-столбушку.
В начале праздника собрала и кукол, и работы мальчиков в корзину, собирала так, чтобы не увидели чья это кукла и поделка. А потом, доставая из корзины куклу спрашивала мальчиков: «Кто сделал эту куклу?» А девочек – кто сделал эту поделку? Мальчики угадали всех девочек по кукле, а девочки не смогли определить ни одного соответствия поделка – мастер.
В сарафане пришла только одна девочка, но с каким удовольствие девочки (сначала стесняясь) надевали на плечи платки, а пели частушки уже поводя плечами и с притопами. Откуда только бралась эта стать, «ходит словно пава»! Этническая память существует всё-таки! Играли, играли, «женили» Кузьму, одевая, а потом раздевая с завязанными глазами два веника. Капусту солили только мальчики, но с одной подсказкой от девочек. И выяснилось, что как солить капусту знает только одна девочка из всего восьмого (!!!) класса.
Загадки загадывали и разгадывали: «Что в воде не тонет, в огне не горит?» И мальчишечий голос: «Русский парень!». Надо же – песню эту помнят.
Конечно было и чаепитие. И снова удивили нас дети. На столе с самоваром был и пирог-курник, и яйца варёные, и пироги с разными начинками, и варенье домашнее и много чего ещё мы принесли из дома. Но съели дети только печенье, конфеты, покупную пиццу, в общем, то что принесли с собой, магазинное. 
После праздника к нам заглянули другие работники библиотеки: «Что у вас такое было? Дети уходили от вас такие...со светлыми лицами!»
Большей благодарности нам и не надо...

О празднике.
 На Руси праздник отмечался после окончания уборочных работ. Тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние посиделки, во время которых девушки не только пряли, ткали, вышивали, но и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали мудреные загадки, иногда работа перемежалась играми и танцами.
На день Кузьмы и Демьяна устраивалась братчина. Девушки организовывали "ссыпку" и приглашали парней.
Обрядовым кушаньем являлись каша и куры. Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой приносить счастье и плодородие. Поэтому Кузьминки иногда называют "куриным праздником", "курьими именинами". Недаром в народе говорят:
"Батюшка Кузьма-Демьян - куриный бог",
"Кузьминки - курьи именины, девичий праздник",
"На Кузьму-Демьяна - курицу на стол".
Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14 ноября) назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично - "матушка Кузьма-Демьян". Обрядовая еда на Кузьминки - куриная лапша, курятина (сердце кочета с кузьминского обеда достается в семье самому слабому). 
На Кузьминки девчата гадают о замужестве с помощью петуха и кур. Раскидывают по полу сплетенные золотистые колечки из соломки с вкраплением зерна, примечают, где чьи. Птицы клюют колечки именно тех девушек, которым суждено скоро выйти замуж.
Раньше родители устраивали для дочери-невесты проверку на зрелость. 14 ноября мать выдавала ей ключи от всех кладовых и позволяла брать, что захочет из съестных запасов. Дочь сама готовила для семьи кушанья и накрывала праздничный стол. Поэтому угождению отец и мать судили, готова ли девушка замуж идти, рачительна ли, умеет ли гостей приветить.
О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: "Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать".
Перед Кузьминками девушки собирали складчину – «ссыпчину» для застолья, наряжались, ждали парней и пели:
Матушка Кузьма-Демьян
По сенечкам ходила,
Гвозди собирала,
Свадебку ковала!
Крепко-накрепко ковала,
До седой головушки,
До долгой бородушки!

И куклу делали на осенние Кузьминки – (Кузьма и Демьян, Кузьмодемьян, Божий Коваль)

Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они же и покровители ремесел — «рукомесленники», особенно мастеров кузнечных дел. При этом, в народном представлении, Кузьма и Демьян нередко сливались в единый образ Кузьмы-Демьяна, Кузьмодемьяна, Божьего Коваля, предания о котором были весьма близки к древним преданиям о Свароге боге-кузнеце, покровителе брака и победителе Змеи.
Очень хорошо, если за поясом Мастеров будут маленькие инструменты – молоток, клещи и т. п.
Раньше даже свадьбы без кузнеца не обходились. Кузнецы расписывали молодых — кольца ковали обручальные, подковы, украшения. Считалось, сила кузнеца и металл будут оберегать семью всю жизнь.
Народная традиция приписывает этим персонажам способность благотворно влиять на согласие в семье между супругами, братьями и сестрами, а также невестками – зятьями и тестями – свекрами.
Эта замечательная кукла, находясь в доме или на рабочем месте, помогает мужской половине справляться с мужскими делами. 
Именины Кузьмы и Демьяна празднуются 14 ноября и называются «осенние Кузьминки».