Январь | Печать |
ЯНВАРЬ
Сечень, просинец
              
                  Серебро, огни и блёстки,
                   Целый мир из серебра!
                   В жемчугах горят берёзки
                  Чёрно-голые вчера.
                                      В.Я. Брюсов
                   
      За окном не видно дали,
      Закружило, замело.
      Смотрятся цветы герани
      В белоснежное стекло.
                       И. Алёшина    
 
 
 
 
 
Фото Коваленко И.В. 
  1 - Новый год. Нерабочим днем 1 января стал в декабре 1947 года.
  2 - Игнатьев день. 
  3 - Прокопьев день. Полукорма. 
  4 - Настасьин день. 
  5 - Федулов день. 
  6 - Турицы 
  6 - Рождественский сочельник.
  7 - Рождество Христово.
  8 по 19 января. Святки 
  8 - Бабьи каши.
11 - Страшный день. 
12 - День похищений   
13 - Васильев (Щедрый) вечер. 
14 - Новый год по старому стилю. Васильев день.
15 - Сильвестров день или Куриный праздник 
15 января - 21 января  Вещая седьмица.
16 - Гордеев день. 
17 - Зосима-пчельник. 
18 - Крещенский сочельник
19 - Крещение
18 - Интра
20 - Иван-бражник. Перезимник. Ведание
21 - Емелин день, Емельян зимний
22 - Филиппов день
23 - Григорий-летоуказатель.
24 - Федосеев день.
25 - Бабий кут. Татьянин день.
26 - Ермилов день. Ерёма.
27 - Нина - обряды скотины.
28 - Павлов день. Кудеса. 
29 - Петр-полукорм.
30 - Антон-перезимник, Антонина-половина.
31 - Афанасьев день, Афанасий-ломонос.
 
1 января. Первый день Нового года.
Единственный славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в славянских государствах — это Новый год (01.01). Когда-то давным-давно бог зимы, снега и холода Мороз ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью (все блюда поминальные). Теперь же Мороз превратился в этакого доброго старичка Деда Мороза, который сам раздаёт подарки. Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века. Откуда же взялся Дед Мороз? По поводу появления современного Деда Мороза существует несколько предположений. По одному из них создателем этого образа является немецкий художник Морис фон Швиндт. Он жил в Вене и писал декорации к опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Ему необходимо было изобразить «Господина Зимы», что он и сделал, нарисовав человека в тёплой шубе с большим меховым воротником и ёлкой под мышкой. Было это более 140 лет назад. Переехав в Мюнхен, художник вёл в сатирическом журнале рубрику «Приключения Деда Мороза», где Дед Мороз совершал разные добрые дела. По другому предположению Дед Мороз это не кто иной, как Бог зимы, снега и холода. У наших предков он олицетворялся в образе богатыря- кузнеца, который сковывал реки и озёра «железными дорогами». Естественно, его образ нельзя представить без шубы мехом внутрь (шубы мехом наружу вошли в обиход только в начале XX в.) и без волшебного посоха (он сын Велеса и Мары). Недаром греко-кафолическая церковь заклеймила Деда Мороза «языческим персонажем», в отличие от Санта-Клауса, т.е. Николая Патерского («св. Николая»), жившего в III в. «Родителем» современного Санта-Клауса является Клемент Кларк Мур. Портрет Санта-Клауса впервые был написан в 1862 г. Томасом Настом. Причём портрет писался со слуги Мора, круглого жизнерадостного голландца. В настоящее время образ нашего Деда Мороза усиленно вытесняется образом похороненного в г.Демре, Турция, Николая Патерского (он же Санта-Клаус, он же Пер-Ноэль, он же Баба Ноэль). Между прочим, в украшении ёлки есть глубокий обрядовый смысл: в вечнозелёных растениях, по поверьям, живут души предков. Поэтому, украшая ель сладостями, мы приносим дары своим предкам. Такой вот древний обычай.
Новый год, как и Щедрец, семейный праздник. В этот день лучше навестить своих родных. Обрядовое блюдо — свинина, особенно божок — начинённый свиной желудок.

 По первому дню года можно узнать о своей судьбе и судьбе близких в предстоящем году. 
В первый день нового года не разрешалось выполнять тяжелую и грязную работу – иначе весь год пройдет в сплошном тяжелом труде без отдыха. 
Не следует в Новый год платить долги – весь год будете расплачиваться. 
В Новый год первому покупателю отдают товар дешево, придерживаясь пословицы «дорог почин». 
Особый смысл девушки придавали обычаю одеваться в первый день Нового года во все новое и несколько раз переодеваться, чтобы весь год  были обновы.  
Можно вспомнить старинный обряд «сеятелей» и сходить в гости к соседям, у которых есть дачный участок. Раньше родственники, соседи, дети ходили из дома в дом и бросали горсть зерна в красный угол, поздравляли хозяев, желали здоровья и урожая. В благодарность хозяева должны были угостить «сеятеля».
2 января. Игнатьев день.
На Руси этот день посвящался дому, где человек родился, вырос и получил благословение на самостоятельную жизнь. Наши предки служили молебны Игнатию Богоносцу, чтобы уберечь свое жилище от всякой напасти. Кроме того, обязательно нужно было поклониться дому и обойти вокруг села крестным ходом с иконой. Также эта дата считалась «яблочным днем»: полагалось очищать яблони от инея и снега, чтобы урожай был богатым. 
Считалось, что погода в этот день предсказывает погоду августа — месяца, когда созревают яблоки. По народным приметам, человек, родившийся в Игнатьев день, будет всю жизнь привязан к дому и семье. 
Впрочем, пообщаться с родственниками в этот день считается хорошим делом для всех. 
 
2 января. Игнатьев день.
На Руси этот день посвящался дому, где человек родился, вырос и получил благословение на самостоятельную жизнь. Наши предки служили молебны Игнатию Богоносцу, чтобы уберечь свое жилище от всякой напасти. Кроме того, обязательно нужно было поклониться дому и обойти вокруг села крестным ходом с иконой. Также эта дата считалась «яблочным днем»: полагалось очищать яблони от инея и снега, чтобы урожай был богатым. 
Считалось, что погода в этот день предсказывает погоду августа — месяца, когда созревают яблоки. По народным приметам, человек, родившийся в Игнатьев день, будет всю жизнь привязан к дому и семье. 
Впрочем, пообщаться с родственниками в этот день считается хорошим делом для всех.
6 января   ТУРИЦЫ 
«Турицы» посвящены туру — одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского. Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, пляскам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах сохатым. 
Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура. Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника. Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки. 

Но Турицы еще и пастуший праздник.Но в этом календаре я не буду подробно рассказывать о сговоре общины с пастухом и т. д. Вряд ли в наше время этот обряд актуален.  
 
3 января. Прокопьев день. Полукорма.
На Руси крестьяне дали этому дню название Полукорма, потому что к этому дню расходовалась половина корма, заготовленного на зиму для домашнего скота. И в этот день полагалось проверять хлева и овины и оценивать, хватит ли до наступления тепла запасов сена и соломы, а также ворошить зерно и гонять мышей. Это называлось «кормить сусеки и торкать зерно». Сусеки в этот день также «наслушивали»: крестьянин прикладывал ухо к зерну и слушал; если слышалось гудение, лето должно было быть неспокойным. В Прокопьев день девушки не выходили из дома, а с раннего утра мели полы. Чем больше зерна наметут — тем больше счастья привалит. После из зерна толкли муку, из которой пекли постный блин и готовили кисель. Все это полагалось делать в полной тишине. Блин съедали, запивая киселем и ни с кем не делясь. Считалось, что если при этом загадать желание — оно обязательно сбудется. Кстати, рецепт киселя с давних пор практически не изменился: пшеничную муку, хорошо разболтанную в холодном молоке, смешивают с молоком кипящим, а после заправляют солью, сахаром и варят до кашеобразного состояния.  
 
4 января. Настасьин день.
В Настасьин день на Руси беременные женщины вышивали полотенца, которые должны были служить оберегом при родах. Учились вышивать и девушки, а их матери доставали из сундуков родовые полотенца с вышитыми знаками, символизировавшими плодородие. Вышивальщиц называли узорницами, а вышивку — узорочьем, что также пересекалось с прозвищем святой Анастасии - Анастасия Узорешительница. Также в этот день было принято варить постную кашу. Ею кормили беременных, чтобы оградить их от возможных болезней. А еще вся семья славила свой род и своих предков. Особые почести доставались матерям.

 5 января. Федулов день.
На Руси в этот день большое внимание уделяли домашним животным — скотине и птице. Добрый хозяин проявлял по отношению к ним особую заботу — давал много корма, наводил порядок в хлеву и птичнике. 
В этот день пекли печенье в форме овечек, коровок и птиц. Это делалось для того, чтобы привлечь добрых духов и изгнать злых. А чтобы нечистая сила не оставила на выпечке следа, ее сразу же заворачивали в полотенце. Так же поступали и с постными лепешками, которые также было принято готовить в Федулов (Феодулов) день. Правда, в отличие от печенья, лепешки не подавали к столу — их несли в хлев, где по частям скармливали животным. Домашней птице в качестве угощения доставалось отборное зерно. 
Наши предки подметили, что погода Федулова дня предсказывает погоду ноября. «Пришел Федул — ветер подул», – говорили на Руси. Ветер считался хорошим предзнаменованием — он сулил богатый урожай.


6 января. Рождественский сочельник. 
В суровые рождественские морозы в каждом крестьянском доме обращались к памяти предков, к поминовению давно ушедших родственников. В народном сознании глубоко жила вера в магические связи ныне, живущих и тех,  кто  ушел  в мир иной.
В каждом  крестьянском дворе складывали дрова, солому и всё, что могло гореть и жгли огромные костры «до самого неба». Чем выше, тем лучше.
Костры жгли, «чтоб родители на том  свете  грелись». Крестьяне полагали,  что «усопшие родители приходят обогреться, и что  от этого огня пшеница уродится ярая".   "Все умершие в это время встают из могил и приходят греться.   Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании»
 «На первый Рождества Христова, по отходе утрени «родителей греют». Село залито огненным морем. Дым большими столбами поднимается кверху. Все старались быть безмолвны. Делается это для того, чтобы, умершим, родственникам не было холодно лежать в сырой земле в рождественские морозы.
На свят вечер туго мотали клубки пряжи - кочаны капусты тугие будут.
         
7 января. РОЖДЕСТВО.
Православное рождество празднуют по юлианскому календарю, и потому оно на две недели позже католического, которое празднуют по календарю григорианскому.
На свят вечер туго мотали клубки пряжи - кочаны капусты тугие будут.
Православные традиции рождественского застолья исполнены мистического смысла. Но из них до наших дней дожила лишь самая поэтическая: в Рождественский сочельник, вечером 6 января (голодный день строгого поста) не садятся ужинать до появления первой звезды (звезды Вифлеемской). Как показалась звезда, ужинают так называемой бедной кутьёй  (или сочивом),– это каша из размоченных пшеничных зёрен или риса с изюмом.
Сочельник, или сочевник, получил название от слова «сочиво». Это обрядовое кушанье, обязательное для этого вечера. Сочивом начиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, на крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая «кутья», была разной по составу. Так, рождественскую кутью, которую подавали в Сочельник,  готовили постной, «бедной»
Сочиво
(рождественская кутья, постная)
Обычно для сочива используется подготовленное зерно пшеницы. Но сочиво можно приготовить и из риса. Соотношение компонентов сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это не обязательно. Изюм должен быть тщательно промыт, отварен до мягкости. Готовое блюдо должно быть сочным, рисовые зёрна должны сохранять целостность.
Отдельно, в специальной посуде, растирают мак до получения макового молочка, добавляют мёд, перемешивают до однородной массы и добавляют к каше. В последнюю очередь добавляют ядра грецких орехов.
Зёрна пшеницы (или рис) – 1 стакан
Мак – 100 г
Грецкие орехи (ядра) – 100 г
Мёд – 2-3 ст. ложки
Сахар по вкусу
  
После ужина  «бедной» кутьёй, отправлялись в церковь, не забывая при этом поставить горшок с «богатой» кутьёй и соломенный сноп под образа. И, лишь возвратясь после ночной службы, накрывали праздничный стол. Мы же накрываем обычно праздничный Рождественский стол с утра 7 января. Но и сейчас, мы можем соблюдать традиции Рождественского стола, очень интересные и символические.
Рождество – это, прежде всего, семейный ужин. В доме царят мир, покой и согласие, приветливость и доброжелательность. Готовясь к рождественскому обеду, не забудьте, что в этот  день к столу приглашают близких вам одиноких людей.
Вся семья накрывает праздничный стол. По старинному обычаю его сначала посыпали сеном – в память о вертепе и яслях, затем застилали белоснежную накрахмаленную скатерть, в центре непременно ставили «богатое» сочиво (бабину кашу, бабкину кутью). А затем и другие кушанья, которых должно быть двенадцать: блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросёнок, начинённый кашей, свиная голова с хреном, свиная домашняя колбаса, жаркое, колядки, медовые пряники, ломанцы с маком и мёдом, взвар. Непременными блюдами на Рождественском столе были холодец, заливное, но главное место занимали блюда из свинины. Но почему из свинины?
«Велено их есть на Рождество, за наказание! Не давала спать младенцу, всё хрюкала. Потому и называется свинья! Он её хотел погладить, а она, свинья, щетинкой ему ручку уколола!» (Шмелёв И. С. «Лето Господне»).
Обязательным блюдом был также взвар (сейчас его называют компот). И кутья, и взвар тоже имели символическое значение: кутью ели при поминовении умерших, а взвар – по случаю рождения ребёнка. Соединение этих блюд символизировало рождение и смерть Христа.
По старинному обычаю, к этому дню из пшеничного теста готовили фигурки животных: коров, быков, овец, домашних птиц – их называли козулями. Очевидно, эти фигурки символизируют домашних животных, присутствовавших при рождении Христа. Впрочем, козули, не только рождественское угощение, но и талисманы. Коз – символ изобилия  и достатка в доме, корова – хорошего урожая и плодородия, олень несёт долголетие и счастье, а «тетера с птенцами» - счастливое материнство.
Бабкина каша
В отличие от «бедной» кутьи, бабкину кашу готовили на молоке, и даже крупу замачивали в молоке. В кашу клали много масла и не скупились на такие добавки, как сливки, яйца. Готовую кашу украшали половинками варёных яиц.
Также на Рождество принято готовить и есть птицу. Этот обычай имеет очень древнее происхождение. Птица считалась символом жизни. Съесть птицу – значит продлить жизнь. 
         
С 8 по 19 января. СВЯТКИ. 
Святками, святыми днями,  называют 12 дней торжества от Рождества  до Крещения. Первая неделя называется святками, а вторая – страшные вечера.
Во время святок запрещается ссориться, сквернословить, упоминать о смерти, совершать предосудительные поступки. Все должны делать друг другу только приятное.
Гаданье. Гадать надо начинать со второго святочного дня. Особенно верным считается гаданье на Васильев день (в ночь на 14 января).
         
8 января. Бабьи каши. 
Праздник повивальных бабок и рожениц. В этот день, по старому обычаю, женщины ходят к родильницам с пирогами.
 
А еще, не в столь далекие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном — на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!». И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай — не ломай! Отломишь немножко — будет Ермошка. Отломишь горбушку — будет Андрюшка. А подашь середину — быть свадьбе!». И так ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.  
          
11 января. Страшный день.
«Страшный день» получил такое название потому, что в этот вечер особенно неистовствовала нечистая сила. Чтобы уберечься от ее проделок, принято было совершать определенные обряды. С Красной горки приносили колья, оставленные там днем раньше, и складывали их во дворе. Старики натрясали сверху соломы из своих постелей. Знахарка приносила угли из печи и разжигала костер. Считалось, что в огне должны сгореть все болезни и беды. Прежде существовало множество страшных историй, посвященных этому дню. Их, а также сказки, рассказывали детям под вечер. Кроме того, было принято загадывать загадки. Начинали с серьезных, познавательных — об окружающем мире, природе и труде, – а позже переходили на шуточные — о предметах быта и домашних животных. Кстати, детей в этот день полагалось особенно тщательно оберегать от злых сил — молитвами и доброй заботой. Пока родители занимались с детьми, молодые люди проводили время на посиделках. Святочные гуляния продолжались, и даже Страшный день и предполагаемый разгул нечисти не мешали парням и девушкам веселиться. 

12 января.  День похищений.
В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако, потом он, бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило. 

Также в День похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады Кощей похитил у Дажьбога (Бога лета и счастья) его супругу Марену. От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы. 
Дажьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг. 
В этот день кресеня почитали священный камень Алатырь (либо два камня Бога и Божиху: камни Велеса и Ясуни — Бури Яги).
            
12 января. Анисья-желудочница. 
Почему «желудочница»? В этот день варили свиные желудки, резали гусей. По внутренностям (печени и желудку) гадали, какая будет зима. 
 
13 января. Васильева коляда, Васильев вечер, Щедрый вечер.
13 января — канун Нового года (по старому стилю), или Васильева дня. Хозяйки готовили множество снеди — с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины. Свинья символизировала плодовитость и благополучие. В пословицах об этом дне говорится: «Свинку да боровка для Васильева вечерка». Еще один обычай, связанный с кулинарией, — варение каши. Обряд совершался до рассвета; когда каша поспевала, хозяйка вынимала горшок из печи, и вся семья начинала его рассматривать. Если горшок треснул или каша выходила неудачная — это предвещало худое. Если же каша получалась пышной и вкусной, ждали счастья для всего дома. Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. Говорили, что все нагаданное в это время непременно сбудется. Также в Васильев вечер принято было стряхивать снег с яблонь. Делать это нужно было непременно в полночь, чтобы яблоки уродились.  
           
Святочные гадания на Васильев вечер обязательно сбываются. Раньше, в этот день на ужин зажаривались свиные кишки, начиненные ячневой крупой с фаршем из субпродуктов, пекли свиные и овечьи ноги, готовили свиную голову. Сейчас мы можем купить такую колбасу, свиные ножки можно и запечь, а из свиной головы сделать рулет.
  Свиная голова под хреном 
  Свиную голову разрубить на две части, зачистить от излишков жира и промыть в тёплой проточной воде. Готовые куски положить в кастрюлю, залить горячей водой и довести до кипения. Снять с поверхности бульона жир и пену, а затем варить на медленном огне 4-5 часов. В процессе варки добавить постепенно пряности.
Готовое мясо вынуть, дать стечь бульону и аккуратно отделить кости, стараясь сохранить целостность кусков. После этого соединить крупные куски, а в середину положить мелкие кусочки мяса, получившиеся при разделке, язык и мелко нарубленный чеснок. Сверху натереть красным душистым перцем и поставить в духовку на 30 минут. Запеченное мясо переложить в салфетку и поместить под пресс на сутки в холодное место.
Подавать готовую свинину нарезанной на ровные ломти с порциями хрена.
Свиная голова - 5-6 кг
Морковь - 3 шт.
Петрушка (корень) - 2-3 шт.
Перец чёрный горошком - 1 ч. ложка.
Лук репчатый - 2 шт.
Чеснок - 2 головки.
 
«Рульки» запеченные
Положить две рульки в кастрюлю, залить кипятком и варить на небольшом огне 1 – 1,5 часа, до готовности. Проверьте готовность вилкой: в готовую рульку (в мягкую часть) вилка входит легко. Только теперь можно добавить соль (и молотый перец) и поварить еще минут пять. 
Пока рульки варятся, разогрейте духовку до 200 - 2200 С. Сваренные рульки выложите на лист и запекайте до легкого зарумянивания. 
Очень важным составляющим этого блюда  является гарнир.
Классический гарнир к рульке  - тушеная квашеная капуста. Можно отрезать от верхней части рульки жир и растопить его в сотейнике. Когда жир растопится, выложить туда же нарезанную луковицу и обжарить до золотисто-коричневого цвета. Затем добавить квашеную капусту и оставьте на сильном огне. Как только капуста закипит, всыпьте чайную ложку тмина и долейте стакан белого сухого вина. Закройте крышкой, сделайте самый слабый огонь и тушите 1 – 1,5 часа. 
При подаче на стол разложите капусту на большом круглом или овальном блюде, а сверху выложите поджаристые рульки. 
 
14 января. Васильев день. Старый Новый год.
Васильев день, который до календарной реформы совпадал с началом нового года, отмечался в честь Василия Великого, известного также как Василий Кесарийский.

На Руси святой получил неблагозвучное прозвище — Василий Свинятник. Впрочем, под этим именем не подразумевалось ничего дурного. Дело в том, что в народе Василий считался покровителем свиней, а на Новый год прежде всегда готовили блюда из свинины — жареного поросенка, вареные окорока и другие. В этот день крестьяне даже колядовать ходили со специальными присказками, прося под окнами: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка»; «Кишку да ножки в верхнее окошко». Говорили, что «Василий пополам Святки делит»: с 7 по 14 января праздновались «святые вечера», а с 14 по 19 — «страшные». В этот день девушки особенно рьяно гадали о замужестве. А на Новый год прежде всегда готовили блюда из свинины.
Также, согласно приметам, в этот день в доме полагалось обязательно иметь денежный запас; в долг же не давали — чтобы не «отдать» свой достаток. Еще один обряд — засевание зерен — должен был способствовать урожайности; дети рассыпали зерна на пол, а старшая женщина в доме собирала их и хранила до посева. (Не обязательно рассыпать зёрна, можно рассыпать… семена огурцов),

15.01—21.01 ВЕЩАЯ СЕДМИЦА 
Начало недели, на которой принято гадать на будущее, середина календарной зимы – условное погружение мира во тьму, Навь – где пересекается прошлое и будущее. Проводятся обряды-гадания по погоде, птицам и зверям. В эту неделю должно уделить внимание своей духовной жизни, задуматься о предназначении и его наилучшем исполнении.
 
15 января. Сильвестров день или куриный праздник.
15 января русские люди отмечали день Кура и Курки, или Куриный праздник. В этот день было принято чистить курятники. На Руси существовало поверье, что в этот день семилетний черный петух откладывает яйцо, а 4 июня из него родится змей Василиск. Чтобы защитить курятник от нечистой силы, в нем вешали черный камень с дыркой — «куриный бог». Кроме того, старушки окуривали курятники смолой и девясилом, чтобы защитить домашнюю птицу от куриной слепоты.  Детям в этот день доставались новые игрушки — петушки из глины. 
На Сильвестра гадали на луковицах. Чистили 12 штук (при этом стараясь не заплакать), клали на каждую щепоть соли и до утра оставляли на печи. Какая по счету луковица окажется мокрой — такой месяц и будет дождливым.
На Сильвестра считалось полезным прочитать заговор от болезни; говорили, в этот день он имеет особую силу.
В этот день можно изготовить обережных кукол Лихоманок зимних (Трясовиц).  
 
16 января. Гордеев день.
По поверью, связанному с названием праздника, в Гордеев день нельзя хвастаться ни добром, ни здоровьем, ни детьми — иначе говоря, нельзя гордиться. В противном случае объект хвастовства можно потерять. По этому поводу говорили: «Сатана гордился — да с неба свалился». 
Считалось также, что только в этот день знахарь или знахарка могли вылечить припадочного больного, или «порченого» человека.

Следующий обряд вряд ли мы сможем исполнить, но можно сварить овсяную кашу и за завтраком рассказать детям о традициях этого дня.
На Руси крестьяне верили, что в этот день голодные ведьмы, возвращаясь с гулянья, доят коров с такой силой, что те погибают. Чтобы избежать этого, над воротами привязывали сальную свечу и обращались к домовому с просьбой присмотреть за скотиной. Один из распространенных заговоров звучит так: «Дедушка домовой, пои мою коровушку, пои да корми, гладко води. Беги, молочко, по жилочкам да в вымечко, из вымечка в подойничек да по крыночкам на толсту сметаночку». 
В этот день также принято было варить овсяную кашу на молоке и кормить ею коров. Впрочем, и сами хозяева не брезговали этим кушаньем.  
 
17 января. Зосима-пчельник.
Чтобы уважить Зосиму, на стол обязательно ставили мед и лакомства из него — например, пряники, или медовые ириски. На стол обязательно ставили мед и лакомства из него.

А это обряд можно исполнить в шуточном варианте, например, на даче.
 Подходят к концу Святки, и нечистая сила старается напоследок натворить как можно больше плохого. Поэтому в день Зосимы принято было гнать чертей. Мужики и бабы надевали тулупы наизнанку и выходили на улицу, прихватив с собою кочерги. Во главе процессии несли горящую ветошь. Люди ходили от двора ко двору и кричали: «Выходи, нечистая сила!». В это время «забивали черта» — колотили (понарошку, конечно) одного из мужиков, наряженного в лохматый тулуп. 
После этого разводили костер и праздновали победу над нечистой силой. Парни и девушки прыгали через огонь, чтобы укрепить здоровье и получить счастье. 
Любопытные девицы, желая узнать будущее, выходили вечером на двор примечать звезды. Если Большая Медведица оказывалась справа — это означало, что святочные гадания на суженого непременно сбудутся. Если же перед собой девушка видела Млечный путь — это предвещало еще год жизни в ожидании жениха.
 
18 января ИНТРА
Интра (Змиулан, Индрик-зверь), брат-противник Змея Ящера, бог источников, колодцев, отец зверей, змей, бог-тучеводитель. Ночью колдуны заговаривали от него трубы (то же самое потом проделывали от злых ведьм), по которым Змиулан проникал в дом.
В «Коло Свароже» (годовом круге) ночь Интры-Змиулана приходится напротив Дня Перуна. За доказательства существования подземных стад Интры принимали останки мамонтов и других вымерших животных. Возможно, что и сам образ Интры-Единорога сложился ещё в те времена, когда наши предки воочию наблюдали живых чудищ: мамонтов и шерстистых носорогов.

Эти времена отстоят от нас не более, чем на 500 поколений. Тем паче, что человек жил в их окружении десятки тысячелетий и это не могло не отложиться в родовой памяти.

18 января. Крещенский вечер. Канун Богоявления. 
Канун Крещения называют сочельником – крещенским сочельником или вторым сочельником. В этот день соблюдается строгий пост. За ужином разговлялись кутьей из риса, меда и изюма. Крещенский вечер считается одним из главных для святочных гаданий..
         
19 января. Крещение. Богоявление. Водокрещи. 
Любая вода и снег, набранные на Крещенье, считаются лечебными, помогающие от многих недугов.
В этот день устраивали смотрины девушек, а если невеста уже была выбрана, то устраивались смотрины в невестином доме. Жених и его родители знакомились с умением невесты хозяйничать и рукодельничать.
В богоявленную ночь перед утром небо «открывается». О чем «открытому» небу помолишься – то и сбудется.
Обязательным было купание в проруби (а детей парили в бане) всех, кто принимал участие в колядовании на Святках, всех кто надевал маски - "Личины". Около проруби ставили обережную куклу "Костреца" , чтобы злые духи вселялись не в обнажённых (не защищённых одеждой) людей, а в эту куклу.

20 января.   Ведание
Гадание на будущее, обращение волхвов к Иномирью. Волхвы творят святые таинства. Праздник проводится только Духовными проводниками.

20 января. Иоанн Креститель. Иван-бражник. Перезимник.
Какое-то несоответствие в этом названии: Иоанн Креститель и он же Бражник? Вероятнее всего, сначала был "Бражник", ещё в дохристианскую эпоху, а потом к нему подсоединили и "Крестителя", так как народ никак не хотел отказываться от этого дня!
 
Свое название день получил в честь Иоанна Крестителя, или Иоанна Предтечи. По преданию, он предсказал пришествие Иисуса Христа, а затем и крестил его в водах Иордана. 
Бражником же его назвали потому, что в этот день принято было «запивать» зло; при этом приговаривали: «Празднуй раз в месяц — будешь веселым; запразднуешь каждый день — будешь голым». Однако прежде чем сесть за стол, полагалось выпить крещенской воды, чтобы запастись здоровьем на целый год. 
В течение Мясоеда — периода между Рождеством и Масленицей — массово праздновали свадьбы. Поэтому в день Ивана-бражника «запивали» и счастье девичье — часто наскоро сложенное, против воли невесты. Считалось, что если в этот день «обмыть» горе супружества без взаимной любви, то в семейной жизни будущую жену ждет меньше слез. 
Окончание святочных гуляний означало возвращение к привычной жизни. Например, на посиделки вновь полагалось приходить с работой (в праздничные дни молодежь на посиделках только веселилась). 
Праздник Ивана-бражника называли также Перезимником. Говорили, что он «о весне весть подает».  
         
21 января. Емелин день, Емельян зимний
Если накануне, на Ивана-бражника, «запивали» счастье девушек, которых против их воли выдавали замуж, то на Емелю наступал черед парней. Родительское решение о браке не всегда совпадало с желанием жениха, но считалось, что если «залить» супружество крепкими напитками, то ненавистный союз скорее придет к тому, что называется «стерпится — слюбится». В этот день принято угощать кума с кумой. Считалось, что это приносит здоровье детям. Приходя к званому обеду, кум и кума приносили с собой подарок — брусок мыла и полотенце. При первом же купании ребенка его следовало мыть этим мылом и обтирать этим полотенцем, приговаривая: «С гуся вода, с моего дитятка худоба!». 
Кроме того, существовал обычай рассказывать сказки, небылицы, интересные истории. Для этого вся семья вечером собиралась в доме. Отсюда и известная поговорка: «Мели, Емеля, твоя неделя!». 
Емельян, как и Иван-бражник, носит прозвище Перезимник, что означает поворот зимы к весне и обещает скорую смену погоды. В то же время Емельян — это и «накрути буран».
 
22 января. Филлипов день
На Руси Филиппов день считался днем хозяйственных забот. За время праздников таких дел обычно накапливалось множество, и люди старались привести в порядок и свой дом, и себя. В этот день было принято затевать приборку, стирку, а также ходить в баню. Это называлось «смывать Святки».
Множество поговорок, которые относятся к этому дню, посвящаются женщинам, на долю которых выпадали основные хлопоты: «Дом хозяйкой стоит»; «Добрая хозяйка дороже золота»; «Не та хороша хозяйка, что красно говорит, а та, которая вкусно щи варит». 
Изготовление куклы – шестиручки Филипповки – помощницы хозяйки.  
              
23января. Григорий – летоуказатель. 
Этот день я обозначаю в народном календаре для общего сведения - в 90 случаях из 100 не работают в наше время народные погодные приметы. Но можно попробовать  опровергнуть это мнение, если иногда записывать примету в свой дневник, а потом сверится с существующей погодой. Например, зимние приметы на лето: сухое - дождливое, много гроз, жаркое-холодное. Хотя бы по примете этого дня: «День долгим инеем рясен — летний срок будет ненастен, молодая рожь зацветет под самый дождь». 

На Руси Летоуказателем его прозвали потому, что в этот день можно было предсказать, каким будет лето — дождливым или засушливым. Говорили, что если на стога опустится иней, то летние месяцы будут сырыми. Ветер с юга предвещал многочисленные грозы. С предсказаниями погоды связаны и поговорки, относящиеся к этому дню: «Деревья в инее — небо будет синее».
 
24 января. Федосеев день.
И в этом дне много примет на лето - можно проверить, работают ли старые народные приметы сейчас.
 
На Руси этот день часто бывал очень холодным, что послужило основанием для такого поверья. Говорили, что нечистой силе, которую во время Святок выгнали из домов, некуда деваться и нечем заняться — поэтому она колдует морозы. От этих морозов люди ждали беды: «Мороз худ, готовит хлуд», «Мужик за порог, а мороз ему поперек». 
С морозами были связаны и некоторые приметы. Считалось, что морозы в этот день — к затяжным холодам, а тепло, напротив, обещает раннюю весну. Об этом говорится и в поговорках: «Федосеевы морозы — яровой посеешь поздно»; «Федосеево тепло — на раннюю весну пошло».
Но есть противоречие в приметах. 
В то же время чрезмерно теплый день тоже не предвещал ничего хорошего: «Бойся январской весны — худая зима живуча»; «Теплые дни января добром не отзываются».

25 января. Бабий кут. Татьянин день.
Про Татьянин день знают все, а про Бабий кут - немногие. 
Бабий кут - на Руси так назывался бабий угол — место у печи, где находились предметы домашней утвари, и где хозяйка проводила много времени. Это место также называлось солнышком. В честь этого дня «большуха» (старшая хозяйка в семье, обычно старшая невестка) пекла каравай, символизирующий солнце. Она же доставала его из печи и, дав хлебу остыть, делила между членами семьи. Каждому должен был достаться хотя бы кусочек. Кроме того, в этот день нужно было сходить на реку за водой и выбить пыль из половиков. В народе говорили: «Татьяна и каравай печет, и половики бьет, и хоровод ведет». 
 
А вот такой "обряд с метлой" и в наше время можно применить, заменив метлу на маленький веничек, оформленный в виде оберега и подаренный как сувенир "будущей свекрови". Вряд ли, даже женщины старшего поколения знают об этой примете.

Считалось, что девочка, родившаяся в Татьянин день, будет хорошей хозяйкой. Такую любой возьмет замуж, но свою судьбу хотят найти все. Поэтому на Бабий кут все девушки, мечтающие вступить в брак, делали метлу, которую старались оставить в доме желанного жениха — причем так, чтобы свекровь не нашла. Впрочем, опытные матери семейств об этом обычае знали и на порог пускали далеко не каждую девицу. 
 
Для этого дня существовали и приметы на погоду. Если на Татьяну шел снег, считали, что лето будет дождливое, а вот теплая метель предвещала засуху и неурожай. Зато если небо было ясным, а на дворе стоял морозец — крестьяне ждали хорошего урожая.
 
26 января. Ермилов день. Ерёма.
В этот день по случаю холодов полагалось проводить день дома. Люди так и говорили: «Ерема на печи — болезнь одолей и больше не болей». Еще одна похожая поговорка звучала так: «Ерема на печи, а кошка в печурке». На Ерему советовали особо внимательно наблюдать за кошкой, живущей в доме. 
Не секрет, что по поведению этого зверька можно предсказать погоду. Мы и сейчас знаем, что если кошка сворачивается клубочком и прячет мордочку — значит, нужно ждать морозов. Однако прогнозы наших предков были более разнообразны. Например, говорили: «Если кошка катается по половицам – тепло в дом стучится; если стену дерет — ненастье у ворот». 
У кошки можно было попросить и излечения от болезней. Старики советовали в случае непонятного недуга понаблюдать, куда чаще всего ложится зверушка, «встать на это место и не сходить с него подольше». Кошек вообще почитали. Считалось, что если кто-нибудь убьет это животное — тот семь лет не будет счастья видеть.            
 
27 января. Нина - обряды скотины.
Свое первоначальное название день получил в честь святой Нины. Так звали грузинскую царицу, которая в 4 веке ввела в своей стране христианство. По преданию, на апостольский подвиг Нину благословил сам Господь, а Дева Мария вручила ей крест из виноградных лоз. 
Вторая часть названия происходит из русского обычая обихаживать в этот день домашнюю скотину. Животных чистили, выносили из хлева навоз, перестилали на полу солому. К скоту обращались с ласковыми словами, угощали его свежим хлебом и овощами. В народе говорили: «На святую Нину порадуй скотину». 
 
28 января. Павлов день.
В народе этот день получил еще одно название — День колдунов. Люди верили, что в этот день колдуны и колдуньи могут передавать ученикам свое искусство. Это было чревато разными неприятностями для окружающих — ведь ученикам нужно было опробовать полученные способности. В Павлов день советовали остерегаться порчи и сглаза. Для этого предпринимались «защитные меры» — как одобренные церковью, так и близкие к языческим обрядам. Люди в Павлов день чаще и молились, и стучали по дереву, и плевали через плечо. 
 Также по Павлову дню смотрели, каким будет лето: если ясно – то сухим и жарким, если ветрено — то холодным, если идет снег — то дождливым. Идеальным вариантом считалась спокойная пасмурная погода. 
 
28 января. КУДЕСА
«Кудесами» назывался день, в который необходимо было ставить гостинцы для домового. Если этого не сделать (то есть, не почтить предков), домовой из доброго превращался в лихого. И с этого дня во дворе всё идёт навыворот, беды одолевают семейство. Для смирения домового после ужина оставляют горшок каши, обложив его горячими углями. Будто бы ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает. С той поры он весь год смирный.
            
29 января. Петр-полукорм.
Первую часть своего названия день получил в честь апостола Петра — одного из учеников Иисуса Христа; он также считается первым Папой Римским. Эту дату церковь выбрала для поклонения «честным веригам» святого Петра — известной христианской реликвии. Под веригами понимаются цепи, которыми, по преданию, апостола Петра сковывали во время арестов — в 42 году в Иерусалиме и в 64 году в Риме. 
Вторая часть названия — полукорм — говорит сама за себя. В этот день было принято оценивать, сколько корма для скота осталось до начала весеннего выпаса. Если сена и соломы насчитывали меньше половины того, что было запасено на зиму, начинали экономить. По этому поводу говорили: «Постится скотина, если хозяин корму не припас»; «От Петра-полукорма — половина зимнего корма». Благодаря вниманию, которое хозяева в этот день уделяли домашним животным, святой Петр начал считаться покровителем домашнего скота. 
Мороз в Петров день — предвестник летней жары.
 
30 января.Антон-перезимник, Антонина-половина.
«Пришла Антонина - зиме половина», - говорили в народе День Антона-перезимника называли еще днем Антонины-половины. И то, и другое означало, что половина зимы позади Правда, теплой погоде в этот день верить не советовали. «Перезимник обнадежит, обтеплит, а потом обманет — все морозом стянет»; «Хитер Антон со всех сторон», — говорили по этому поводу в народе. 
В этот день принято было печь толокняные колобки, которые символизировали солнце. Для этого толокно смешивали с пшеничной мукой, добавляли сливочное масло, яйца и соль. Все это смешивали с молоком и, замесив тесто, лепили из него небольшие булочки. 
Также на Антона-перезимника следовало отваживать порчу. Для этого поперек тропинки, ведущей во двор, проводили черту острым серпом. Считалось, что таким образом можно «отсечь» порчу. 
               
31 января. Афанасьев день, Афанасий-ломонос.
Ломоносом Афанасия прозвали на Руси за то, что в его день наступали сильнейшие морозы. «Мороз за нос ленивых хватает, а перед проворными шапку снимает», — говорили люди, замечая, что в холодную погоду стоит побольше двигаться. Существовали и другие поговорки о погоде: «В Афанасьев день — самый крень, самые морозы»; «Пришел Афанасий-ломонос — береги щеки и нос»; «Не страшен мороз, когда укрыт нос». С Афанасьевым днем было связано и немало примет. Если день выдается вьюжным — ранней весны ждать не стоит; об обратном говорила ясная погода в полдень. Кстати, стужу воспринимали без негатива: считалось, что промерзшая зимой земля летом даст больше урожая. 
 В народе верили, что в афанасьевские морозы ведьмы летают на шабаш и там теряют голову от излишнего веселья. Возвращаясь, они стараются навредить людям. Поэтому в этот день следовало изгонять нечистую силу из жилищ. Ровно в полночь знахари начинали заговаривать печные трубы, через которые, как считалось, ведьма может залететь в дом. Простые мужики и сами гоняли нечистую — брали кнуты, оглобли и ходили с ними по деревне, колотя по стенам домов, хлевов и амбаров. 

• Травник
В январе заготавливают наросты березового гриба (чаги) и сосновые почки