Февраль | Печать |
ФЕВРАЛЬ
Снежень, бокогрей
.
И жаль зимы старухи,
И проводив её блинами и вином
Поминки ей творим…
А.С.Пушкин
.
               
Б.М.Кустодиев "Масленица" 1918г
   1 - Макарьев день. 
 2 – Громница
11 – Велесов день
15 - Сретенье (Встреча).
16 - Починки.
18 - Троян зимний.
18 - Агафьин день 
20 - Лука. 
22 - Никифоры – Панкраты. 
24 – Власий. 
24 – Будник. Обретение гнёзд.
29 - Касьян Немилостивый.
29 - День Кащея-Чернобога

1 февраля. Макарьев день. Макар-веснеуказчик.
Прозвище Макара — веснеуказчик — само говорит о своем происхождении. По этому дню наши предки судили о весне. 
Ясная погода предвещала, что тепло придет скоро: «На Макара капель — в весну раннюю верь». А вот если в этот день мела метель — ее же следовало ожидать на Масленицу. Кроме того, погода на Макара предсказывала погоду на весь февраль. 
Но холод в этот день — а значит, и в течение всего месяца — говорил о том, что лето будет благоприятным. 
С именем Макара связано много поговорок на разные темы. Например: «Валенком Макар раздувает самовар»; «Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал»; «На бедного Макара везде беда напала».
 
2 февраля. Громница 
Громница — единственный день зимой, когда может приключиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы зовут этот праздник «Светло».
День посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) — богине молнии и кормления детей.
Громница в разгар зимы напоминает нам о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света — как яркая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда. Славяне чествовали Маланьицу за то, что она дает им надежду на скорейшую весну.
По погоде на Громниу предсказывали погоду. Какова погода в этот день — таков и весь февраль. Ясный, солнечный день приводил раннюю весну. 
На Громницу капель — в весну раннюю верь, если метель разгуляется — долго будет погода метельная, до конца месяца. 
 
11 февраля. Великий Велесов день.
Великий Велесов день Вся природа все еще пребывает в ледяном сне  Великий Велесов день — середина зимы. Вся природа все еще пребывает в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но никак не может одолеть. Поселяне в этот день кропят домашний скот водой, приговаривая: «Велес, скотий бог! Дай счастья на гладких телушек, На толстых бычков, Чтоб со двора шли — играли, А с поля шли — скакали». Молодые женщины в этот день пьют крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные». В этот день в требу приносится коровье масло. После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу - «не выходить из избы ради беды великия». Велес — покровитель домашнего скота и пастухов (Фото: vesnushka, Shutterstock) Повещалка с воплем — «Ай! Ай!» — бьет в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды, опахивают селение (капище) «межеводной» бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами. Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Встретившегося бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается «коровья смерть». В стародавние времена попавшихся навстречу забивали насмерть. Сейчас трудно поверить, что женщин, заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили. По окончании шествия происходил обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: «Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибает «рог с Марены». Затем начинается пир, на котором запрещалось вкушать говядину, сопровождающийся игрищами.

 15 февраля. Сретенье (Встреча).
В народном календаре: «Зима с весной встречается». В этот день можно напечь из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников весны.
На Сретение вечером заклинали солнце:
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!Чтобы год от года
Давала нам погода:
Тёплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка!
 
16 февраля. Починки.
В народе этот день называли починками. Начинали чинить и осматривать летнюю сбрую.
Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева сразу после Сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря, называя этот февральский день «Починками».
Расчиная Починки, крестьяне помнили: чем раньше примешься за хозяйство — тем больше весне угодишь. Тянуть с починками до настоящих теплых дней настоящему хозяину не пристало. Открывая сарайки, прикидывали крестьяне: за какую работу надо вперед взяться? 
Работали дружно, всей семьей, находя посильное дело и малым и старым: «В Починки Дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да соху столетнюю». Отремонтированную упряжь не без гордости вывешивали на видном месте — мы, мол, к пахоте и севу готовы. Да и хозяйки в это время без дела не сидели: готовили, стирали, перебирали вещи в сундуках.
Существует ошибочное мнение, причем упоминаемое именно в Починки, что Домовой в ночь тревожит лошадей и может загнать их насмерть. Домовой хорошему хозяину помощник, а никак не враг, а иначе для чего бы Домового в новый дом из старого переносили в совочке с углем от старой печи. Домовой — оберег для дома и никак не нечистая сила! 
                         
18 февраля.  Агафьин день. 
День хлеба и соли. В этот день древние славяне освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий: пожара, мора и т. д.
 
18 февраля. Троян зимний.
Троян зимний — важная дата для древних славян. Этот день наши предки считали днем Воинской славы, когда много русских воинов пали от Римских воинов в придунайской области, у Трояного Вала  Воины те бились, не сложив оружия и не показав спины. Этот праздник известен также под названиями «Стрибожьи внуки», «поминовение падших у Троянова Вала». К сожалению, на сегодня много не выяснено из истории героического подвига у Трояного Вала, в том числе — точной даты (около 101 года нашей эры) и других подробностей. Этот эпизод в истории Древней Руси четко упоминается в Велесовой книге и восхваляется в «Слове о полку Игореве»: «То ведь римляне нам завидовали и замыслили зло на нас — пришли со своими возами и железными бронями и ударили на нас, а поэтому долго отбивались от них и отбросили их от земли нашей; а римляне, видя, что мы крепко защищаем свою жизнь, оставили нас» (Велесова книга).
«И они на прямом пути к тризне полегли, и Стрибоговы внуки пляшут над ними, и плачут о них осенью, а студеной зимой о них причитают. И голуби дивные так говорят, что погибли они славно и оставили земли свои не врагам, а своим сыновьям. И так мы потомки их, и не лишимся мы земли» (Велесова книга).
Древние воины-славяне думали о потомках и о Величии Земель русских — не испугались они смерти, а вступили в бой, даже не допуская мыслей о предательстве, отступлении или сдаче врагам. 
Так будем же и мы достойными жизней наших предков — издревле у славян было принято в этот день совершить что-то героическое, опасное, полезное для Родины или семьи и помянуть за столом отважных воинов. 
 
20 февраля. Лука. 
Пекут пирожки с луком.
 Рецепт дня. Пирожки с луком особенные.
Приготовить тесто на дрожжах.
Начинку приготовить так. Лук репчатый мелко нарезать и слегка обжарить на растительном масле. В конце обжаривания обсыпать лук (прямо на сковородке манной крупой (немного, примерно столовая ложка на сковороду) и быстро перемешать с луком, дать обжариться 1 - 2 минуты. Начинку остудить и испечь пирожки. По вкусу эти пирожки напоминают пирожки с грибами. Приятного аппетита!
Если пирожки печь некогда можно приготовить 
Рецепт дня. «Бутерброды по-крестьянски»
Хлеб нарезать ломтиками. Сало нарезать маленькими кусочками или натереть на крупной терке замороженное сало. Сало растопить на сковородке, пожарить на нем лук (нарезанный полукольцами или мелкими кубиками, по вашему вкусу). Сало с обжаренным луком охладить и намазать на хлеб. Особенно хорошо подавать этот бутерброд  к кислым щам.        
 
22 февраля. Никифоры – Панкраты. 
На Никифора плели лапти. В русском народе живёт мудрость о том, что каждому делу есть свой час. Строго соблюдали это «урочное» положенное время.  Считалось, что лапти, сплетённые в другое время, быстрее износятся, не принесут счастья, поведут не туда… 
            
24 февраля. Власий – сшиби рог с зимы. Власий – скотий бог.
На Власия устраивали большой праздник, молебны, освещали каравай ржаного хлеба, а потом его скармливали скоту. Праздник длился три дня и больше. Варят пиво, приглашают всех родных, словом, празднуют широко и разгульно.
 
24 февраля. Будник. Обретение гнёзд.
Птиц зазывают из Ирия. Пекут обрядовые пряники. В этот день призывают птиц дабы встретить их на Сорочины. Никаких особых обрядов не проводится, поются песни-славления Ирию, читаются молитвы о благе и богатстве в семье. 
Ирий - небесное царство, созданное Сварогом, что подле Латырь-горы над Рипейскими горами. Здесь Сварог посадил священный вяз, который сдерживает при помощи своих корней весь мир. Кроной он упирается в самое небо. На его восточных ветвях свила свое гнездо птица Алконост, а на западных Сирин. На Хвангуре (гора) вырос кипарис - дерево смерти, на Березани-горе - береза, являющаяся деревом поэзии. На ветвях порхают птицы с золотым, синим, зеленым, ярко-багряным оперением. Тут Сварог посадил вишневое дерево в честь Вышеня. После того, как сюда прилетала птица Гамаюн, здесь вырос солнечный дуб.
Он рос корнями вверх, а ветвями вниз. Тут же растёт и яблоня с золотыми яблоками, которые дают вечную молодость и власть над всем миром тому, кто попробует их. Их оберегает дракон, которого приставил к яблоне сам Сварог. Все подходы к этому саду стерегут грифоны, василиски и горные великаны, не пропускающие никакого пешего или конного. Этот сад воспевается во многих народных песнях, изображение его используют для оформления. Его еще называют «Ясунь».
Считается, что туда улетают птицы, насекомые, и уползают змеи на зимовку. По приданиям считается, что ключи от Ирия хранятся у кукушки, она первая улетает в тёплые края. Туда же отправляется душа животного, добытого охотниками. Охотники, в свою очередь, должны благодарить богов за то, что те позволили взять шкуру и плоть животного. Они не должны издеваться над ним и причинять мучение, дабы старшие духи скоро вновь отпустили зверя на землю, позволив вновь родиться, чтобы не переводились ни рыбы в водоемах, ни животные в лесах, ни птицы на земле.
    
29 февраля. Касьян Немилостивый.
В ряду святых угодников Касьян – нелюбимый святой, «немилостивый». Крестьяне Касьяна  не только не любят, но даже боятся. «Касьян на что взглянет – все вянет». Про угрюмого, необщительного человека говорят, что он Касьяном смотрит. При таком взгляде на святого Касьяна, високосный год считается несчастливым, опасным: Касьян, «появляясь на своем празднике, приносит с собой беду».
 
29 февраля. День Кащея-Чернобога.
В этот день чествуется самое злое божество славянского пантеона - известный нам ещё по детским сказкам, Кащей или Чернобог (черный Змей, Кощей) - Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Чернобог. Кащей - грозный бог зла и смерти у славян... Кащей изображается в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами. Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней. 
По старославянским обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно торжественно раздавить в руке сырое куриное яйцо — таким образом Кащею, смерть которого традиционно скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кащей символизирует собой зиму, то заодно оканчивается и зима. Язычники утверждают, что если раздавить яйцо, которое снесла курица на Рождество, то в марте морозов уже не будет. 
«Кащей на что ни взглянет - все вянет». «Кащей на скот - скот дохнет, Кащей на траву - трава сохнет». 
«Пусть же каждый Славянин и в Жизни помнит о Смерти, и в Смерти видит Жизнь. Ибо Жизнь и Смерть - это формы существования, два полюса одного магнита, не существующие отдельно друг от друга в Природе».
Из собрания поговорок В. Даля: «Собрался умирать – сей рожь», «Избу крой, песни пой, а шесть досок паси!»