Март Печать
11.04.2009 10:06
МАРТ
Зимобор, протальник, сухий, березозол.
  
Заря сквозит оттенком алым,
Подёрнут блеском небывалым
Покрытый снегом косогор;
Ещё леса стоят в дремоте,
Но тем слышнее в каждой ноте
Пернатых радость и задор.
А.А.Фет
                 
  
 
А.А.Пластов Весна. В бане 1954г
 
 
 
 
 
1 – Праздник Весны, победивший зиму.
1 – День Марены
8-14 марта МАСЛЕНИЦА 
8 – Международный женский день
9 - Иванов день. Обретение. 
 17 - Герасим - грачевник 
19 -  НАВИЙ ДЕНЬ 
20  - День весеннего равноденствия
22 – Сороки (Сорок мучеников). Вторые заклички весны
24 -  КОМОЕДИЦА. Традиционная Масленица 
25 - Открытие Сварги - закликание Весны 
30 марта - Ладодение

• Народный календарь 
 
ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ. Раньше, первые заклички весны проводили в Сретенье - 15 февраля, позднее стали проводить эти обряды в зависимости от появления первых признаков весны: снег тает, сосульки на крышах появляются. 
Закликали весну в разных регионах России в разные дни марта: 3(17) марта, на Герасима-грачевника; 9 (22) марта, “на сорок мучеников”, “Сороки”; 25 марта (7 апреля), на Благовещение. В это время начиналось возвращение из теплых краев перелетных птиц, которые, по народному представлению, и должны были принести на своих крыльях весну. В стремлении приблизить, ускорить это хозяйки пекли из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, вставляли глазки из коринки, черемухи, изюма. И называлась эта выпечка “грачами”, “жаворонками”, “птюшками”, “чувилька-ми”. Такое печенье получал каждый член семьи и, выйдя на улицу, подбрасывал его в воздух с такими приговорками:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим, 
С корнем глубоким,
С хлебом великим. 
 
Весна красна!
На чём пришла,
На чём приехала?
На сошечке, на бороночке?

Расстилают на поле новый холст, кладут на него круглый пирог и, вновь обращаясь на восток, произносят: «Вот тебе, матушка Весна!». С этого дня начинают петь весенние обрядовые песни-веснянки, посвещённые богине девичьей любви Леле, покровительнице влюблённых.  
        
1 марта. Сегодня — Праздник Весны, победившей зиму.
Он не имеет отношения к христианским праздникам, проходящим перед Постом в эти дни, а исходит из старинной легенды о Весне. Однажды Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Солнцу хотелось поплясать и повеселиться. Злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. Птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех. Мир погрузился в печаль и уныние. Один смелый юноша вызвался спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея, нашел и вызвал Змея на бой. Боролись они целыми днями и ночами, и юноша, конечно, победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо, осветив весь мир. Ожила природа, люди обрадовались, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови. Умер мужественный юноша. Там, где снег таял, вырастали белые цветы — подснежники, вестники весны, и цветы, белые лепестки которых были усеяны красными, как кровь, пятнышками. Этот праздник празднуют в Белоруссии, Болгарии, Румынии и Молдавии (там он называется Мэрцишор).

1 марта по народному календарю: Марена, Мариамна. Ярило с вилами. Ярило надевает зиму на вилы.
По народному поверью, солнце этого дня дает силы выносить ребенка, и беременные выходили утром глядеть на восходящее солнце.
Последний праздник злых Навьих Богов перед приходом Весны.
День Мары Марены — Великой Богини Зимы и Смерти. Мара-Марена — могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея, сестра Живы И Леля.
В народе она была названа Кикиморой одноглазой. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму (Марену!) на вилы». 
Трудно понять, каким образом праведница и святая, по церковному календарю, - Маремиаммна превратилась в народном месяцеслове в Маремьяну – Кикимору.
Кикимора – жена домового или лешего. Она была «так мала и суха, что не выходила на улицу, боясь быть унесённой ветром». Эта вредная старушка может помогать хозяевам, предупреждая о беде своими стонами и причитаниями.
                
3 марта. Овсянки. 
В этот день пекли овсянички, пирожки из овсяной муки.
 
5 марта. Лев Катанский. Корнилий – катальщик.
В этот день пекли обрядовое печенье – кокурки – колобки на масле.
Было поверье, что нельзя смотреть в этот день на падающую звезду.
Рецепт дня. Кокурки.
Старинный рецепт этого печенья мне найти не удалось, но я выяснила, что  тесто для этого печенья заводится на сметане, без дрожжей и, вообще, это не печенье, а маленькие булочки. У Елены Молоховец я нашла похожий рецепт «Архангельские колобки». Старые меры веса я перевела в современные, и вот что получилось:
4 столовые ложки сливочного масла, о,5 стакана сметаны, ,0,5 стакана воды и около 3 стаканов ячменной муки (вероятно, заменим на обычную  муку). Замесить густое тесто, наделать небольшие булочки.  
 
с 8 по 14 марта - Масленица 
Более подробно о Масленице читайте на этом же сайте здесь . 
 
Последняя неделя перед Великим постом по времени совпадала с языческим праздником проводов зимы и встречи весны, который у восточных славян получил название "масленица" и сохранился на Руси и после принятия христианства в 10 веке. 
24 марта - КОМОЕДИЦА (МАСЛЕНИЦА) (традиционная). Масленицу (Комоедицу) древние славяне начинали праздновать в определённый день - 24 марта. Но затем, с приходом православия, этот праздник связали с Пасхой, и он стал переходящим - последняя неделя перед Великим постом.
Подробнее можно прочитать здесь,  на этом сайте, в рубрике " Семейные праздники и обычаи"  
Масленица - это, прежде всего, обильная и сытная пища. В народе говорили, что в это время надо трапезничать столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона. На масленицу  можно есть молочные продукты и рыбу, а вот мясо - нельзя. Основным блюдом на  масленицу являются, как известно, блины, которые пекут каждый день с понедельника, но особенно много - с четверга по воскресенье. Традиция печь блины на Руси известна еще со времен поклонения языческим богам. Блин - символ солнца, а ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой, медом. Кстати, масленица - это не только праздник чревоугодия, но и безудержного веселья. Последнюю перед Великим постом неделю всегда проводили весело, так как впереди предстояло целых 7 недель сурового поведения и всяческих ограничений. Потому и хороводы, песни, пляски, катание на санках с ледяных гор были непременными атрибутами масленицы. 
За каждым днем Масленицы закреплено свое название и присущие только ему обычаи.
Первый день масленицы - понедельник - "встреча". В этот день встречают Масленицу: строят снежные горы, ставят столы со сладостями, ну а дети делают соломенное чучело Масленицы, наряжают его и возят по улицам. 
Вторник - "заигрыши". В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки - женихов.
Среда - "лакомка". В этот день теща зятя блинами угощает.
Четверг - "разгуляй", самый веселый день. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке) и кулачные бои. И, конечно же, пекли блины и приглашали в гости друзей и родственников. 
Пятница - "тещины вечерки". В этот день зять тещу приглашает на блины. 
Суббота - "золовкины посиделки". В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой, а невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. 
Последний день Масленицы - "прощеное воскресенье", "проводы". В этот день проводятся массовые гулянья, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. В последний день масленицы обходили всех родственников, соседей и просили прощения за все совершенные обиды, а также милосердные дела творили, дабы очиститься перед Большим постом от всякой скверны. 
 
Рецепт дня. Блины.
Рецепт 1. Блины гречневые (старинный рецепт).
Тесто для блинов надо поставить за 2-3 часа до того, как их подавать к столу.
Муку развести в тёплом молоке или воде с добавлением соли и дрожжей, разведённых в небольшом количестве молока, и поставить в тёплое место. Когда тесто поднимется, осторожно, не перемешивая, печь блины на горячей сковороде, смазанной маслом, на плите или в русской печи.
 2 стакана гречневой муки, 2 стакана молока, 30 г дрожжей, соль.
СОВЕТ!!! Если тесто перекисло, блины будут бледными. «Румяность» блинов зависит  от наличия сахара в тесте. Если сахара слишком много, блин будет гореть, 
 а не зарумяниваться.
Рецепт 2. Блины – скородумки (проверенный рецепт)
Яйца, соль, сахар взбить венчиком или миксером, во взбитую массу влить молоко, всыпать муку,  перемешать, добавить растительное масло, ещё раз всё перемешать и выпекать блины на разогретой сковороде.
5 полных с горкой столовых ложек муки. 2  стакана молока, 2 яйца, 1 столовая ложка сахара, 1/3 чайной ложки соли, 2-3 столовые ложки растительного масла.
Рецепт 3. Начинка для фаршированных блинов.
Морковь натереть на крупной тёрке, репчатый лук нашинковать полукольцами. Рыбу (горбушу) почистить, отделить от костей, разрезать на кусочки. Всё посолить и потушить на подсолнечном масле до готовности. Затем хорошо размять вилкой и этой массой фаршировать блинчики.
 Рыба (горбуша) - 1 кг, морковь - 250-300г, лук репчатый - 250-300г, масло подсолнечное.            
   
  
8 марта. Международный женский день.
Рецепт дня. Розы из теста.
Розами из теста можно украсить торт или подать на стол как печенье в вазе. Розы служат прекрасным украшением любого праздничного стола, в любое время года.
Яйца растереть с сахаром, всыпать муку и добавить ванилин. Тесто должно получиться жидковатое, как на оладьи.
На теплый смазанный противень (или сковороду, если печете на плите) чайной ложкой выложить тесто, размазать тонким слоем, придавая форму лепестка розы. Сразу выпекать 3 – 5 лепестков разной величины. Если роза используется для украшения торта, ее составляют из 7 – 9 лепестков.
Лепестки пекутся очень быстро. Снимать горячие лепестки поочередно с листа лопаточкой, начиная с самого маленького, и пока они не остыли, сразу же (предварительно надев нитяные перчатки) укреплять их на соломке (это стебель цветка), формируя розу, отгибая лепестки из теста по форме настоящих лепестков. Вех лепестка некоторое время (20 – 30 секунд) после снятия с листа остается липким, и это позволяет «слепить» розу. Остывая, тесто становится очень жестким и хрупким.  
Без добавления красителей у вас получатся «чайные» розы, но при желании можно просто добавить несколько капель пищевого красителя в тесто или после полного изготовления роз нанести краситель кисточкой.
Яйцо – 4 шт.
Сахар – 1 стакан
Мука – 1 стакан
Ванилин на кончике ножа
«Соломка ароматная» - 1 пачка
       
9 марта. Иванов день. Обретение.  
Птицы гнёзда обретают. День этот крестьяне связывали с поведением птиц. В марте развешивают по деревьям скворечники-берестянки. Домики из березовой коры скворцы заселяют всего охотнее. Береста хранит птиц от холодов, от сырости.
Если птицы начали вить гнёзда на солнечной стороне, то жди лета холодного.
В старину в этот день не стирали, не шили.
                
10 марта. Тарасий – кумошник.
Тарасий – кумошник запрещал  с этого дня спать днём, иначе нападёт кумоха, т.е. лихорадка.
 
12 марта. Прокоп – перезимник.
Нельзя было с этого дня выезжать со двора, не приложив ухо к земле: « Надёжи ли снежный наст?»
    
13 марта. Василий-капельник. 
Полагают, что в этот день всегда бывает оттепель. Если с крыш капает, охотнику пора было собираться на охоту на зайцев.
               
14 марта. Евдокия (Авдотья), Евдокия-весновка, Евдокия-плющиха, подмочи порог, свистунья, замочи подол.
 Образ святой Евдокии слился в народном сознании с образом Весенницы - святой женщины, которая заведовала у бога весной, могла прогневаться и задержать весеннюю воду; поэтому раньше крестьяне боялись её и на Евдокию не работали. В этот день снежницу - талую водицу приносили в дом, умывали детишек, утирали больных, кропили стены, поливали цветы, давали курам, чтоб хорошо неслись. Женщины с утра пекли печенье или булочки-жаворонки.
 
14 марта. Овсень малый. 
В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день — 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени. С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами.
Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года. После принятия христианства этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии, которая взяла на себя образ Весны (Весенницы).

1 сентября 325 года на Первом Вселенском соборе в Никее было принято решение о перенесении начала Нового года с 1 марта на 1 сентября.
20 декабря 1699 года именным Указом Петра I было установлено, что празднование Нового года в России переносится с 1 сентября на 1 января.
       
17 марта. Герасим-грачевник. 
Этот праздник на Руси совпал со временем прилета грачей, потому и получил такое народное название — день Герасима-грачевника. В народе говорили: «Грач на горе — так и весна на дворе», «Увидел грача — весну встречай». По поведению грачей в этот день судили о характере весны: «Коли грачи прямо на старые гнезда летят — весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом». Если же грачи прилетали раньше 17 марта, то это считалось нехорошей приметой: предсказывали неурожайный и голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек — «грачей». Про этот день существовало еще одно поверье: «Герасим-грачевник грача на Русь вернет, а со святой Руси кикимору выгонит.  Кикимора — одна из разновидностей домового из древнерусского поверья. Ее представляли в виде карлика или маленькой женщины. Если ее изображали в виде женщины, то голова ее была маленькая, с наперсток, а тело тоненькое, как соломинка. Внешность ее была безобразна, одежда — неряшлива и неопрятна. Если изображали в виде карлика, то обязательно с глазами разных цветов: один для сглазу, другой для проказу. Реже кикимору представляли в образе девушки с длинной косой, нагую или в рубахе. В старину считалось, что если кикимора показалась на глаза, то стоит ждать беды в доме. Она была предвестником смерти кого-нибудь из членов семьи. Кикимор не любили и старались от них избавиться любыми способами, что было чрезвычайно трудно. Как раз на Герасим-день считалось, что они становились тихими и безобидными, и тогда их можно было выгнать из дома. В другие дни люди защищались от кикиморы с помощью молитв и оберегов. Наилучшим оберегом от кикиморы, чтобы она не прижилась в доме, служил «куриный бог» — камень с естественным отверстием, созданным природой. Также использовали горлышко от разбитого кувшина с лоскутом красной ткани, которое вешали над куриным насестом, чтобы кикимора не мучила птиц. Кикимора — одна из разновидностей домового из древнерусского поверья Боится кикимора можжевельника, веточки которого развешивали по всему дому, особенно тщательно защищая солонки с солью, чтобы ночью она не просыпала соль, которая в старину стоила очень дорого. А если кикимора досаждала грохотом посуды, то надо было ее перемыть водой, настоянной на папоротнике. Обязательно в доме надо было отыскать куклу или посторонний предмет, с помощью которого наслали кикимору на семью. Этот предмет следовало аккуратно вынести из дома и выбросить, а лучше всего сжечь. До сих пор существует примета, что если человек хочет другому нанести вред, то оставляет в его доме заговоренный предмет, и чтобы снять порчу, необходимо избавиться от этого предмета. По народным поверьям, если в доме подметать полы веником из полыни, то нечистая сила не заведется, в том числе и кикимора. В основе поверья — отношение к полыни как одному из оберегов. В народе считалось, что резкий запах этой травы отпугивает нечистую силу и злых людей.
         
18 марта. Канон-огородник, градарь.
 Надо начинать огород (конечно, для тех климатических зон, где позволяет погода). В старинных месяцесловах записано: «Хотя в день Канона-градаря была и зима, начинают пахать огород, и ты только начни в этот день - непременно огород будет добр и овощей будет много». 
Новгородские крестьяне  выкапывали в этот день на своих огородах три лунки приговаривая: «Одна лунка для суши, другая – для мошки, третья – для червей». При этом уверяли, что такой заговор оказывает благотворное действие на растения – огородная зелень не страдает ни от засухи, ни от мошки, ни от червей».
 
19 марта.    Навий день. Праздник воскрешения мёртвых. С наступлением березня, у славян начинаются обряджовые посещения могил с принощением треб. В этот день давно умершим людям приносят требы в воду.
 
Свети, свети солнышко! 
Дам тебе яичко,
Как курочка снесёт в дубраве,
Отнеси его до раю,
Пусть все души радует. 

В воду бросают скорлупу освещенного красного яйца. Считается, что скорлупа доплывёт до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают) к Русальному дню. В ночь перед Навьим днём навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины. 
       
22 марта. СОроки. Сорок мучеников. Вторые заклички весны.
С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет тёплое. На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков –«сороки святые–колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая:
«Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овёс.
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!»

Рецепт дня. Жаворонки, голубки, колобки.
«Жаворонков» обычно пекли с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками.
Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали: «Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!» После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Приготовить обычное дрожжевое тесто любым способом (опарным, безопарным)
Для теста:
Мука – 2 кг
Дрожжи – 50 г
Масло сливочное или растительное – 250 г
Сахар – 1 стакан
Молоко или вода – 0,5 л
Яйца – 2 шт.
Соль
Жаворонки – обрядовые изделия, но не простые, как всякие другие выпечные изделия. Они относятся к так называемой «пекарской скульптуре». Известны эти изделия на Руси с 16 – 17 веков, а может и еще раньше. Изготавливаются из сдобного, крепкого, упругого теста. Среди огромного разнообразия пекарской скульптуры жаворонки – самые простые. Из куска хорошо выбродившего теста раскатать валик, нарезать на куски массой примерно 100 г. Раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножичком разрезы-перышки на крыльях и на хвосте. Смазать поверхность яйцом и испечь.
Голубки, как и жаворонки, изготавливаются из жгута теста, который надо раскатать так, чтобы один конец был тонким и гибким – головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Хвост веерообразно надрезать ножичком. Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышки, надрезать перышки, смазать яйцом, последняя деталь – изюминки-глазки.
Колобки выполняются совсем просто. Валик теста нарезать на куски, закатать из них шарики, положить на смазанный маслом противень, дать время для расстойки, после чего смазать яйцом или одним только желтком, тогда после выпечки колобки будут иметь гладкую, блестящую, золотистую поверхность ("Колобаны золотые").
      

24 - КОМОЕДИЦА (МАСЛЕНИЦА) (традиционная). Масленицу (Комоедицу) древние славяне начинали праздновать в определённый день - 24 марта. Но затем, с приходом православия, этот праздник связали с Пасхой, и он стал переходящим - последняя неделя перед Великим постом.
Подробнее можно прочитать здесь,  на этом сайте, в рубрике " Семейные праздники и обычаи" 
 
25 марта. Открытие Сварги - закликание Весны. 
Открывается Сварга и на Землю спускается Весна — богиня Жива. В её честь празднуют не только люди, но и всё живое. В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну, торжество жизни над смертью.

В ночь, на первый день праздника на горах и холмах зажигают большие костры. Используют дрова, дерн и солому. Прикрепляют дегтярную бочку, предварительно обвив ее соломой, к еловому дереву. Ее зажигают ночью и пляшут вокруг огня. Когда же пламя погаснет, собирают головни и уголья и разносят их по домам.

Существует еще очень красочный обычай. Деревянные стрелы обмазывают смолою, поджигают их и кидают вверх так, чтобы они описывали в воздухе огненную дугу. Верили, что в этот день-праздник на рассвете солнце «от радости пляшет, играет и скачет в три прыжка».

На Руси в первый день Пасхи крестьяне взбираются на колокольни, крыши и пригорки. Им хочется посмотреть на восходящее солнце. В день Благовещенья, 25 марта, селяне жгут старые соломенные постели и прыгают через разведенное пламя. Это укрепляет здоровье.

В третий раз закликают Весну. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну:

Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела
Много хлебушка поела!
Вы летите и несите
Весну красную, лето жаркое!
Весна-красна, ты на чём пришла?
Ты на сошечке, на бороночке…
Весна-красна, что ты нам принесла?
Принесла я вам три угодья:
Первое угодьюшко — животинушка в полюшке;
Другое угодьюшко — с сошечкой в полюшке;
Третье угодьице — пчёлки на налёте;
Да ещё угодьице — миру на здоровьице!

В этот день женщины «выкликают просо», поют известную песню «А мы просо сеяли, сеяли».

А мы просо сеяли, сеяли. Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.
А мы просо вытопчем, вытопчем, Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем.
А чем же вам вытоптать, вытоптать? Ой, дид-ладо, вытоптать, вытоптать.
А мы коней ей выпустим, выпустим, Ой, дид-ладо, выпустим, выпустим.
А мы коней переймём, переймём, Ой, дид-ладо, переймём, переймём.
А чем же вам перенять, перенять? Ой, дид-ладо, перенять, перенять.
А шёлковым поводом, поводом, Ой, дид-ладо, поводом, поводом.
А мы коней выкупим, выкупим, Ой, дид-ладо, выкупим, выкупим.
А чем же вам выкупить, выкупить? Ой, дид-ладо, выкупить, выкупить.
А мы дадим сто рублей, сто рублей. Ой, дид-ладо, сто рублей, сто рублей.
Нам не надо сто рублей, сто рублей, Ой, дид-ладо сто рублей, сто рублей.
А что же вам надобно, надобно? Ой, дид-ладо, надобно, надобно.
А нам надобно девицу, девицу, Ой, дид-ладо, девицу, девицу.
В нашем полку убыло, убыло, Ой, дид-ладо, убыло, убыло.
В нашем полку прибыло, прибыло, Ой, дид-ладо, прибыло, прибыло. 
         
30 марта. Алексей-теплый.
В этот день дети вырезали из коры лодочки, пускали их по воде.
 
30 марта. Ладодение.
В этот весенний день принято воспевать матушку-природу, которая «просыпается» после долгой зимы. Другими словами — это праздник весны и тепла, который наши предки отмечали в честь богини славянского пантеона Лады — покровительницы любви и брака. 
Некоторые исследователи считают, что Лада является одной из двух богинь-рожениц (аналогичные божества есть в пантеонах почти всех индоевропейских народов). Между тем, Михаил Васильевич Ломоносов сравнивал Ладу с Венерой.
Праздник весны и тепла в честь богини славянского пантеона Лады, покровительницы любви и брака
Праздник Ладодения традиционно сопровождался у славян особыми обрядами. Все воспевают пробуждающуюся природу. Девушки и молодые люди проводят первые хороводы, посвященные Богине Ладе, покровительнице любви и брака. 
Женщины залезают на крыши домов, на горки, на высокие стога сена и, воздев руки к небу, призывают весну. Из теста опять изготавливаются журавлики. Обычно эти журавлики-обереги кладут на высокое место — над дверью, чтобы сохранять пространство.
С Ладодением связано поверье, согласно которому птицы возвращаются из Ирия — славянского рая, и потому принято подражать танцам птиц — кобениться (вспомните выражение: ты что выкобениваешься?). Эти старинные обряды связаны с возвращением на землю солнечной силы Жизни. 22 сентября проводится праздник Лады.