Апрель | Печать |
АПРЕЛЬ
Снегогон, зажги снега, заиграй овражки
           
Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно…
                      
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом
И.А.Бунин
 
            
              
             
               
                   
 И.Левитан Весна. Большая вода 1897г

1 - День смеха. Именины Домового
11- Берещенье
12 - Вербное воскресенье
16 - Чистый Четверг 
19 - Православная Пасха 
23 - Красная горка. Лельник 
23 - Ярило вешний  
28 - Радоница. 

   • Народный календарь

1 апреля.  День смеха.
Известный обычай обманывать в первое апреля существует и в Европе, и на Востоке. Традиция первоапрельского обмана была введена немцами, жившими в России во времена Петра 1. Первоапрельские шутки сначала были распространены в знатных, высших сословиях, а затем уже в нижних слоях общества. У крестьян этот обычай был неизвестен.
 
1 апреля. Именины Домового
Этот день считался Днем пробуждения домового. Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков совсем не в марте, а в апреле.
Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но, как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех  людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день. К тому же, чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу. На ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.
Со временем, про встречу весны, и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день, осталась. Как осталась поговорка — первого апреля никому не верят. 
      
1 апреля. Дарья – грязнопрудка.
Святая великомученица Дарья помогала русским женщинам в их ношении воды из проруби и светила тёплым солнышком весной.
 
3 апреля.  Водопол (День Водяного)
Этот праздник, даже, скорее, обряд очень древний, зародившийся на Руси в период двоеверия. Иногда Водопол называют Днем Водяного, Именинами Водяного или Никитой Водополом, но сущность остается неизменной — в третий день цветеня (апреля) на Руси привечали пробуждение от зимней спячки Водяного, русалок и всей водной живности.
В некоторых областях рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
             
3 апреля. Никон.
Воскресенье – первый день недели. Это великий красный день народного русского календаря. Солнце – символ этого дня. С глубокой древности солнце символизировал крест. В астрономической литературе описывается четыре сектора солнца, где точки креста – воскресные дни. Интуитивное знание народа этих космических законов выразилось в замечательной традиции всеобщего радостного воскресного праздника.
В этот день по всей Руси пекли пироги и блины, наряжались, водили хороводы, пели, плясали, славили солнце. Так народ накапливал энергию на крестьянскую работу в рабочую неделю. Всякий, нарушивший этот вековечный порядок жизни наказывался миром, ибо знали, что нарушение божьего порядка жизни принесёт беду, беспорядок, болезни, неудачи.
 
3 апреля. ПЕРЕПЛУТ
 Переплут — бог у восточных славян.
Переплут среди других языческих богов упоминается в «Слове св. Григория» по Софийскому списку и «Слове Иоанна Златоуста о том, како первое погании веровали в идолы», где сообщается лишь, что в честь Переплута пили, «вертячеся в розех». Смысл этого оборота остается неясным: это может означать, что пили из рогов, или что, пили во время вождения хороводов. За неимением фактических данных, сказать что-либо определённое о Переплуте нет возможности.
В интерпретации современных родноверов, Переплут — дух земли, или пашни, или поля, или луга. 
3 кветня (3.04) день Переплута — хозяина водяных. Ночью приносят требы и жертвы водяным. После чего водяной в ту реку, куда была принесена треба, пригоняет рыб побольше да пожирнее, кроме того, бывает милостив к рыбакам, не рвёт сети. Такие же требы приносят и Переплуту в моря и озёра. 

4 апреля. Василий – солнечник, парник, тёплый.
На Василия -  тёплого, солнце в кругах – к урожаю. Прекращается санная дорога
         
9 апреля. Матрёна – настовица, полурепница. 
Отделяли половину  урожая репы для семян.
  
10 апреля. Сегодня теряет свою силу Степанов венок, который плели прошлым летом 15 августа. Венок свивают всей семьей, приносят в дом, славят и вешают в красном углу. Когда приходит беда, мать отрывала от венка цветы и травы и заваривала кипящей водой. Этой водой нужно окропить дом, обмыть больного и т. п.
 
11 апреля. Берещенье. 
Дата по старому стилю: 29 марта В этот день на Руси чествовали самое любимое в народе дерево — березу. Ее называли деревом жизни, здоровья и света. У наших предков с березой было связано множество поверий. Заболевшего ребенка, например, нужно было хлестнуть березовым прутиком — и хворь уйдет. Если воткнуть ветку березы в крышу, она будет оберегать дом от молнии. А представить русскую баню без березового веника и вовсе невозможно. Почтительное отношение к березе с приходом христианства получило новое обоснование. По преданию, именно под этим деревом Богородица и младенец Иисус прятались от непогоды. 11 апреля нужно было выходить в березовую рощу — слушать деревья. Это делалось для того, чтобы определить: не началось ли движение сока. Сок заготавливала каждая семья. Из него варили сбитни с добавлением меда и приправ. Свежим березовым соком поили больных. Считалось, что этот напиток чистит кровь и выгоняет из желудка всякую немощь. 
 
12 апреля. Вербное воскресенье. 
Последнее воскресенье перед праздником Пасхи. 
На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресением. Название происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме.
Освященной в церкви вербе приписывалась чудесная сила, которую она могла передать человеку и животному. Хлестали вербой близких, произнося заклинание: "Верба хлест - бей до слез"; "Как вербочка растет, так и ты расти, будь здоров на весь год". Пекли "барашки" - печенье в форме вербных почек.    
 
12 апреля. Иоанн Лествичник.
Можно испечь  печенье – «лесенки», как раньше пекли в деревнях. Положить  из теста два катышка, один против другого, поперек надо выложить двенадцать «порожков» из теста по числу месяцев в году. Каждому члену семьи выпекается своя «лесенка», чтобы все были здоровыми. Если обгорел какой-нибудь «порожек» в «лесенке», то можно посчитать, кому этот месяц грозит бедой.
Рецепт дня. Пресное сдобное тесто
Простоквашу, яйца, сахар, соль и соду взбить, всыпать стакан муки и хорошо перемешать. Маргарин порубить с мукой и соединить с приготовленной массой, добавить муку и замесить тесто.
Для теста.
Мука – 3 стакана. 
Простокваша – 1 стакан.
Маргарин – 200 г
Яйцо – 2 шт.
Сахар – 2 ст. ложки.
Сода – 1/2 ч. ложка.
Соль.
                           
14 апреля. Мария. Марья зажги снега.
День памяти Марии Египетской. Из уважения к великой подвижнице Христовой, считалось за грех есть что-нибудь, кроме пустых щей. 
 
Рецепт дня. Постный борщ
Отварить свеклу, очистить, нарезать соломкой. Замоченные в течение 3-4 часов грибы отварить, бульон процедить. Грибы нарезать ломтикам, обжарить в растительном масле. Тонко нашинковать морковь, репчатый лук, слегка обжарить в растительном масле (без изменения цвета), добавить томат или очищенные помидоры, прогреть 5-10 минут.
Замоченный чернослив проварить, удалить косточки, нарезать ломтиками. В кипящий грибной отвар положить шинкованную свежую капусту, варить 10-15 минут,  добавить обжаренные грибы, морковь, коренья, чернослив и довести до готовности, заправив по вкусу уксусом, солью и сахаром.
        
15 апреля. Тит – Поликарпов день.
Воду в реке весна разливает. "Загуляла река-матушка". "Если с Марьи на Поликарпов день разольется полая вода, то надо ждать больших трав и раннего покоса". Начинается интенсивное токование глухарей.
 
16 апреля. Великий (Чистый) четверг
С Великого Четверга начинаются приготовления к Пасхе. Верующим необходимо прийти в храмы, исповедаться и причаститься. В доме прибирают, пекут куличи, красят яйца. В Чистый Четверг принято встать до восхода солнца и выкупаться — символически очиститься от грехов и суеты.
    В Чистый Четверг русские крестьяне очищали дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора, грязи и пыли. В первую очередь обновляли и мыли иконы и лампады. Потом тщательно мыли полы, стены, потолки избы, стол и лавки, оттирали песком, скоблили ножом. В народе говорили: «Если в Чистый Четверг вымоешься и вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет».
    После уборки, проведенной в Чистый Четверг, в домах не убирали и не мели полы до Пасхи, чтобы «не засорить глаза лежащему во гробе Христу». В некоторых областях в этот день перемывали всю посуду в доме, а молочные крынки еще и окуривали женскими волосами, объясняя важность этого занятия тем, что посуда осквернена прикосновением Иуды Предателя.
    В этот день устраивалась большая стирка — перестирывалась вся одежда, постельное белье, скатерти, занавески и полотенца, а также коврики, половики и подстилки. Все выносилось на просушку во двор, а вся семья в ночь с четверга на пятницу ложилась спать на «гороховине», гороховой соломе, которую расстилали на полу. На Русском Севере, например, матери учили дочерей, а тещи — невесток: «Все надо выстирать, даже портяночка и та Пасхе радуется».
    Необходимость уборки в Чистый четверг объясняли еще и тем, что празднику Воскресения Христова радуются не только люди и природа, но и животные и каждая вещь и предмет.   
   
17 апреля. Иосиф – песнопевец.
С этого дня слышаться голоса сверчков и впервые подаёт голос журавль.
В этот день устраивали смотрины ольховые – шли глядеть, как ольха зацветает. Ольху в народе использовали с различной целью: настоем шишек лечили желудок, полоскали при простуде горло. Сруб колодезный тоже часто из ольхи вырубали.
Костромские крестьяне знали верное средство от болезни спины: «увидя в первый раз весной пролетающих журавлей, лечь на траву и семь раз перевернуться приговаривая: « Журавель, журавель, у тя шея колом, а у меня спина колесом, а не крюком», вот и будет у вас спина пружинная».

18 апреля. Федул.
На день святого Федула появляются бабочки и божьи коровки.
 
19 апреля - Православная Пасха. 
Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения – центральное событие в духовной жизни христианина, отмечаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. Праздник Воскресения Христова называется Пасхой пор имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев под предводительством пророка Моисея от египетского плена. 
Христианство, придя на Русь из Византии, принесло и празднование Пасхи, и церковный обычай. Праздник Пасхи был самым торжественным, он получил название: «Царь дней» или Велик день,  «Праздников праздник и торжество из торжеств». 
    Пасха на Руси самое радостное и торжественное празднество. И не удивительно, что наши предки обставили его множеством обычаев, идущих из глубины веков. Радостное пасхальное приветствие напоминает нам о восторженном состоянии учеников Христовых, внезапно узнавших о Воскресении Его, и тогда они с радостью спрашивали друг друга: «Христос воскресе?» и отвечали «Воистину воскресе!»
    Обычай дарить яйца существовал с глубокой древности задолго до Рождества Христова. В античности существовал обычай подносить яйца в знак приветствия в день рождения, в новый год с пожеланиями благ. У иудеев и язычников было принято, являясь к важному лицу приносить ему что-либо в подарок в знак уважения и почитания. Люди состоятельные приносили золото и драгоценности, бедные же в подобных случаях приносили яйца домашних птиц, плоды (фрукты).
     Именно этот простой иудейский обычай и исполнила равноапостольная Мария Магдалина, проповедуя о Воскресении Христовом, придя к Римскому императору Тиберию. Она подала ему яйцо с возгласом: «Христос воскрес!».
Император усомнился в возможности для смертного воскреснуть из мертвых.
- В это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным!
И в тот  же миг белое яйцо стало алым.
С тех пор традиция приготовления на Пасху крашеных яиц и подношения их в качестве подарков стало самой распространенной во всех странах, где исповедуется христианство.
 
ТРАДИЦИИ ПАСХАЛЬНОГО СТОЛА
Начиная с Великого Четверга, идет подготовка  к праздничному столу: расписываются и красятся яйца, готовится пасха, пекутся куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображениями крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличаются от обычных пряников тем, что имеют силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка, яйца. Пасхальные блюда из года в год  не повторяются за исключением крашеных яиц. Для Троицына дня яйца окрашивают в зеленый цвет.
    По русскому обычаю к праздничному  столу готовили много снеди, запекали барашка, окорок, жарили телятину. Горячие блюда к Пасхальному столу не подавали, в этот день не принято подавать и рыбу. Куличи и пасхи украшали цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц некогда было увлекательнейшим занятием. Расписыванию яиц посвящали много времени, за этим занятием семья проводила весь вечер Великого Четверга, так как в Страстную Пятницу пекли куличи, а в ночь с Великой субботы на Воскресенье освещали.
   По древней традиции, крашеные яйца укладывали на свежую, проросшую зелень овса, пшеницы, на нежно зеленые крошечные листочки кресс-салата. Кресс-салат прорастить легко: в блюдце положить слой ваты или 2-3 слоя марли,  насыпать семена кресс-салата, налить отстоянной воды и поставить на стол. Через 4 – 5 дней у вас на столе зазеленеет маленькая грядка.
    
Пасхальный барашек из масла
Пасхальный барашек – символ, напоминающий о жертвенной гибели Иисуса Христа в искупление грехов всего человечества. На Пасхальном столе обязательно должен быть этот символ либо в виде сахарного барашка, украшающего кулич, либо из сливочного масла. Раньше были специальные формочки – барашки для выпечки кексов, для масла. Барашки из масла и сахара продавались в магазинах.
Искусная хозяйка может приготовить барашка из масла и без формы. Масло, предназначенное для барашка, должно быть совершенно холодное. Берется продолговатый кусок, его закругляют, стараясь придать ему форму туловища, и кладут на тарелку, затем берут еще немного масла и стараются придать ему форму шеи и, наконец, еще одному небольшому кусочку придают форму головы. Когда шея и голова готовы, то через всю шею пропускают тоненькую палочку такой длины, чтобы на один конец ее можно было надвинуть голову, а другой прошел бы в тот кусок масла, который должен изображать собой туловище барашка. Когда голова уже посажена на шею, а шея соединена с туловищем, то вдавливают с каждой стороны головы по зернышку перца – это глаза. Затем берут воск, раскатывают его в круглую, длинную палочку и обворачивают золотой фольгой; после этого позолоченный воск обвивают вокруг карандаша два раза и снимают, вследствие чего воск получит форму завитого рога, который прикрепляется к голове, точно также готовится и другой рог. После этого берут оставшееся масло, протирают его через терку – оно будет изображать собой руно. Барашка можно класть не прямо на тарелку, а на обрезанный белый хлеб, делается это для того, чтобы он был выше, а по бокам барашка кладется кресс-салат. Чем холоднее, а, следовательно, и плотнее масло, тем лучше выходит руно. Когда масло протирается через терку, его нужно держать салфеткой, смоченной в холодной воде, а не руками – в руках оно будет согреваться и сделается мягким, и тогда его уже нельзя будет протереть.
 
Яйца крашеные
Представить пасхальный стол без блюда, наполненного разноцветными яйцами («крашенками»), похожими на груду драгоценных камней, невозможно. И какие бы краски для «окрашивания яиц» сейчас не продавались, традиция крашения в луковой шелухе остается. Но с  появлением новых материалов и красок добавляются и новые способы украшения яиц. 
Способ № 1. Яйца, окрашенные по этому способу, получаются «мраморными», с непредсказуемым рисунком.
Луковую шелуху вымыть, залить холодной водой.
Приготовить глубокие тарелки со следующими продуктами и материалами:
     -  тарелка с водой
- измельченная (не очень мелко, на кусочки) яичная скорлупа,
- рис и пшено (сухая крупа) в разных тарелках, 
- мелко нарезанные фантики от конфет или цветной, ткани (предварительно проверьте, чтобы они «линяли» в воде),
Хорошо вымытое яйцо, обмакиваем сначала в тарелку с водой, затем обваливаем по очереди в каждой тарелке, чтобы частички материалов и продуктов прилипли к яйцу. 
Затем яйцо завязываем в марлю, нарезанную квадратиками (углы квадратика марли завязываем крест-накрест) и опускаем в кастрюлю с луковой шелухой.
Не забудьте добавить в воду соль (если яйцо и лопнет, то в соленой воде оно не вытечет)! Яйца варим как обычно, затем охлаждаем их в холодной воде, снимаем марлю с ее содержимым, яйца вытираем насухо, а затем протираем тряпочкой, смоченной в растительном масле (чтобы блестели).
Способ № 2. Яйца варим в чистой воде или в луковой шелухе обычным способом. А украшаем уже вареные белые или крашеные яйца с помощью бумаги – самоклейки (с одной клеевой стороной). Такая бумага разных цветов продается в магазинах канцелярских товаров.  Не снимая подложки (бумаги, закрывающей клеевой слой), вырезаем из бумаги различные фигурки, буквы, символы. Затем с вырезанной фигурки снимаем подложку и наклеиваем клеевым слоем на яйцо. 
Способ № 3. Яйцо обматываем или выкладываем на яйце узор шерстяной ниткой, смоченной в подсолнечном масле. Можно наложить на яйцо и фигурки из бумаги, смоченной подсолнечным маслом. Затем яйцо завязываем в квадратик марли по Способу № 1 и варим в растворе пищевой краски или луковой шелухи.
Способ № 4. (Старинный рецепт) Лоскутки шелковой линяющей материи разных цветов расщипать, смешать. Яйца вымыть, вытереть досуха, смочить и обернуть шелком. При желании можно предварительно наложить на яйца вырезанную узорами тонкую, но плотную бумагу. Сверху обернуть ветошью, обвязать нитками, опустить в теплую воду, дать закипеть и варить еще 10 минут. Затем вынуть и остудить.
Способ № 5. «Писали» яйца и специальными цветными красками и специальными маленькими крючками из тонкой проволоки, которые обмакивали в растопленный воск, а потом варили в отваре луковой шелухи или красителя. Расписанные таким образом яйца окрашивались в местах не тронутых воском.
 
ПАСХА – ОБРЯДОВОЕ БЛЮДО
Царицей пасхального стола была и остается творожная пасха. Какой только ее не готовят! Сливочная, шоколадная, фисташковая, с грецкими орехами и изюмом, с курагой. К тому же пасхи бывают сырыми и вареными. Вареные пасхи лучше сохраняются, но зато сырые имеют большую питательную ценность. Учтите, что готовить пасху нужно за два дня до праздника, потому что пасха должна «вылежаться» под прессом.
          
Общие рекомендации для всех видов пасхи
Продукты. Прежде, чем приступить к приготовлению пасхи обязательно попробуйте творог – он должен быть свежим и не кислым. Если творог слишком влажный, положите его под пресс на 4-5 часов. Заранее приготовьте сметану, которую нужно подвесить в полотняном мешочке на ночь для того, чтобы стекла влага. Можно «отвесить» сметану и другим способом: в кастрюлю насыпать соль, на кастрюлю привязать марлю в два слоя и в нее вылить сметану – соль «оттянет» воду из сметаны быстрее, чем просто подвесить сметану на ночь. 
Форма. Когда пасха, приготовленная по любому рецепту, будет готова ее надо выложить в форму. Несколько слов о форме для пасхи. Традиционно пасху делали усеченной пирамидкой в специальных деревянных формах. На внутренних стенках наносили углубленный рисунок в виде орнаментов и религиозных символов. Но сейчас таких форм не найдешь, поэтому можно взять обычный большой дуршлаг, и тогда пасха получиться полукруглой. Очень интересная по форме пасха получается, если в качестве формы использовать плетеные из лозы вазы. Такие формы хороши те, что лишняя жидкость из готовой пасхи беспрепятственно вытекает через «стенки» формы. 
Украшение. Готовую пасху выкладываем в форму, уже выстланную чистой хлопчатобумажной салфеткой или двумя слоями марли. Пасху утрамбуйте и положите под пресс в прохладное место. Пасха должна пролежать сутки, но не спешите доставать ее на следующий день. Творог быстро заветривается и делается некрасивым. Достаньте пасху перед самой подачей на стол. Ее можно украсить изюмом, выложив буквы «ХВ», а можно оставить чистой и белой.  Из цуката апельсина можно вырезать тонкие полосы во весь апельсин и из этих полосок составить две буквы «ХВ». Очень красивые украшения получаются из разноцветного мармелада, из заварного крема, который легко можно приготовить из полуфабриката.
 
Пасха сырая
Творог дважды протереть через сито. Масло растереть с сахаром добела, добавить сметану и продолжать растирать массу до полного исчезновения кристалликов сахара. Полученную кремообразную массу присоединить к протертому творогу, посолить, перемешать, заполнить пасочницу, закрыть блюдцем, положить небольшой гнет, поставить на 12 часов в холодильник.
Творог – 2,5 кг
Сливочное масло – 200 г
Сахар – 200 г
Сметана – 250 г
Соль по вкусу 
 
Пасха заварная (без сахара)
Творог дважды протереть через сито. В отдельной посуде довести до кипения при непрерывном помешивании масло, сметану и 3 яйца, вылить горячую массу в протертый творог, добавить яйцо и соль, перемешать массу до однородности, заполнить пасочницу, выстланную чуть влажной марлей, прикрыть блюдцем, положить небольшой гнет, поставит на холод на 12 часов.
Творог – 2 кг
Сливочное масло – 300 г
Сметана -  400 г
Яйцо – 4 шт.
Соль по вкусу 
 
Пасха царская (вареная).
Протереть через сито творог и сливочное масло, добавить сметану, тщательно перемешать, поставить посуду на плиту и довести массу до кипения при непрерывном помешивании деревянной лопаточкой, чтобы масса не пригорела. Тотчас снять с огня и по возможности быстрее охладить (лучше сразу поставить кастрюлю с творожной массой в таз с ледяной водой, и воду менять при нагревании ее от кастрюли), также непрерывно помешивая. В остывшую массу добавить сахар, изюм, миндаль, ванилин, все перемешать, положить в пасочницу, застланную чуть влажной марлей, плотно вминая массу, сверху положить блюдце, небольшой груз, поставить в холодильник на сутки.
Творог – 2 кг
Яйцо – 10 шт.
Сливочное масло – 400 г
Сметана – 800 г
Сахар – 600 г
Миндаль – 100 г
Изюм – 100 г
Ванилин       
         
20 апреля. Акулина 
В этот день просыпаются русалки, поднимаются из воды, просят у людей холстину – укрыть нагое тело. Поэтому ещё до зари приносили бабы ношеную чистую рубашку, полотенце или отрез холстины, чтобы русалки остерегали от глубокой воды и крестьянина, и его детей.
 
21 апреля. Родион –ледолом, ревучие реки.
На святого Родиона вся деревня выходила смотреть ледоход, заговаривали духа водяного, чтобы не ревел в ночи, а добрыми всплесками разбудил бы низины, впустил бы рыбу на нерест.
Начинался посев овса.
        
22 апреля.
В этот день обходили родники и ключи. У каждой семьи был свой источник, который почитали, чистили, брали из него воду, умывались и пили.
 
23 апреля. КРАСНАЯ ГОРКА  
Праздник «Лельник» обычно праздновался 22 апреля, накануне Юрьева дня (Егория вешнего). Эти дни назывались также «Красной горкой», потому что местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Ляли (Лели).
 
Народный весенний праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину воскресенью или Фомину дню). 
 
«Красная Горка» начинается с Лельника и заканчиваются ко Дню Земли-Матушки (10 апреля). Это праздник красной весны, веселья, хороводов, символизирующий встречу парней и девушек, праздник поцелуев и начала половой жизни, сродни тому, что Весна — это начало новой жизни для всей приРОДы, тако же это ещё и первое весеннее гуляние молодых девушек. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней или даже недель и потому был настоящим событием в жизни молодых людей.

Как только земля освобождалась от снега, а это, в первую очередь, небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гулянья молодёжи, детские игры, песни и хороводы. С этого и пошло название таких горок «красными», то есть красивыми. В славянских наречиях слово «красный» употребляется в значении «красивый, цветущий, весёлый, отрадный», в отличии от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей своей красе. Красная горка — значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки и пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.

По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки («закликали», или «заигрывали», весну-красну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски. Красная горка — торжество любви, зарождения чувств и надежд. Раньше, на Красную горку знакомились девушки и парни, выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Старинная русская пословица гласит: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся». Считалось дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят Красную горку дома, ибо в таком случае они не смогут найти себе пару или же жениху достанется распоследняя невеста, а ей никудышный жених, так как самых лучших «разберут» другие, и что ещё хуже — с непослушными случиться несчастье. Весельем же заправляла кума или девица, которая была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила всех игр.

С распространением христианства на Руси сей праздник был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (Пейсаха) — так называемому Фомину дню (или Фомину воскресенью), сей день в церковном календаре также же носит название «Антипасха». За Фоминым днём следует Фомина неделя, которая и называется в народе Красной горкой. Иногда его могли праздновать на следующий день — в понедельник, иногда — в Юрьев День (день весеннего выгона скота — 23 апреля). Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздников и встречали эту пору года. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, однако в некоторых местностях она начиналась или заканчивалась поминанием покойников (на кладбищах). Красная горка была одним из самых любимых праздников на Руси.

Из хороводных игр Красной горки было известно во всей Руси сеяние проса. На игрище собирались под вечерок красные девицы и добрые молодцы на луг или на улицу. Сначала отдельно девушки и отдельно юноши, потом соединялись в одну компанию. Появлялась так называемая хороводница, или всеобщая кума, и запевала:

«Как на улице дождик накрапывает, хоровод красных девок прибывает.
Ох, вы, девушки, поиграйте! Уж вы, холостые, не глядите!
Вам гляденьицем девушек не взяти, уж как взять ли, не взять ли по любви,
Что по батюшкину повеленью, по матушкину благословенью».

Играющие расходились на две стороны, одна против другой; хороводница стояла впереди первой половины. Первая половина начинает песню, ей отвечает вторая: 

— А мы просо сеяли. Ой, Дид-Ладо, сеяли.
— А мы просо вытопчем. Ой, Дид-Ладо, вытопчем.
— А чем же вам вытоптать? Ой, Дид-Ладо, вытоптать?
— А мы коней выпустим. Ой, Дид-Ладо, выпустим.
— А мы коней переймём. Ой, Дид-Ладо, переймём.
— А чем же вам перенять? Ой, Дид-Ладо, перенять?
— Шёлковым мы поводом. Ой, Дид-Ладо, поводом.
— А мы коней выкупим. Ой, Дид-Ладо, выкупим.
— А чем же вам выкупить? Ой, Дид-Ладо, выкупить?
— А мы дадим сто рублей. Ой, Дид-Ладо, сто рублей.
— Не надо нам и тысячи. Ой, Дид-Ладо, и тысячи.
— А что же вам надобно? Ой, Дид-Ладо, надобно?
— Нам надобно девицу. Ой, Дид-Ладо, девицу.

В это время из второй половины переходит девушка в первую. Вторая половина поёт: 

— Нашему полку убыло. Ой, Дид-Ладо, убыло.
— Нашего полку прибыло. Ой, Дид-Ладо, прибыло. 

Песню начинали петь снова, продолжая до тех пор, пока все девушки из второй половины не перейдут в первую.

Этнографические сведения:

В некоторых сёлах Владимирской области в Фомино воскресенье исполнялись особые ритуалы. После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к «новожёнам», которые давали им по куску пирога и по одному яйцу.

Красная горка в северном Поволжье имела название «Кликушкиного воскресенья», так как в этот день односельчане ходили к домам молодожёнов, окликали их, а те за это выносили им по яйцу и чарочку водицы или кваса. 

В Калужской области в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укреплённое на длинном шесте, ставили к горке; вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг, угощали друг друга яичницами. Вечером с песнями и плясками чучело сжигали.

В Спасске девушки и женщины в траурном платье (чёрном и белом) шли после обедни на кладбище с разным кушаньем и питьем кланяться покойным родственникам. Плакали, причитая, катали яйца на их могилах, а потом если и пили, выливая остатки кваса на могилы. Позже, переодевшись дома в праздничное платье, шли играть на красную горку.

ЛЕЛЬНИК
Местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Ляли (Лели). Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая.

Дай нам жытцу,
Да пшаницу,
В агародзе,
Сенажаце —
Ровны гряды,
Ровны зряды

По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка надевала на своих подруг венки. Иногда после праздника на холме разжигали костер (олелию), вокруг которого также водили хороводы и пели песни.

Показательно, что в обрядах, посвященных Лели, всегда отсутствовал мотив похорон, присутствующий в других летних праздниках, например, в Русальной неделе и Дне Ивана Купалы.

В весенней обрядности,  повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц «писанок», «крашенок» — и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую архаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием языческих представлений.

Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «с солью, с хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на юрьев день и лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху. 
          
23 апреля. Терентий Маревный.
В голубых, розовых маревах солнце в этот день.
 
23 апреля. ЯРИЛО ВЕШНИЙ
В этот день проводится важный обряд — Отмыкание Земли, или по-другому — Зарод. В этот день Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.

Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище — на Ярилину росу. Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха. После чего скотину выгоняли веткой вербы во двор и кормили «бяшками» — особыми хлебцами. Перед выгоном со двора под ноги скотине выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасут скот до тех пор, пока роса спадёт.

Просили Ярилу — Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря — оберечь скот от всякого хищного зверя.
Кроме этого, впервые после зимы выгоняется до зари скот на траву. Рано утром молодёжь обходила все дворы с приговором:
Ты спаси скотинушку,
Нашу сиротинушку,

24 апреля. Антип – половод, водопол.
Святомученика Антипа почитали как целителя разных болезней, особенно зубной боли.
  
25 апреля. Василий Парийский.
Весна землю парит, медведь выходит из берлоги. На святого Василия зайцы днём бегают по дорогам. Дети играют в «заячьи игры» и поют песни про заиньку. В народе настороженно относились к зайцам и встречу с ними считали недоброй приметой.
 
27 апреля. Мартын – лисогон.
Лисицы переселяются из старых нор в новые, и в первые три дня и три ночи после переселения бывают слепы и глухи.
 
28 апреля. РАДОНИЦА
В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: «Летите, милые деды...». Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшённую кашу, крашенные яйца-писанки. После зачина начинается тризна: воины на горе «боряхуся по мертвецы», показывая своё боевое искусство. С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чьё яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра.  
            
28 апреля. Пуд.
На святого Пуда достают пчёл из-под спуда.
          
29 апреля. Арина - рассадница, разрой снега, урви берега
Сеют капусту на рассаду.
        
30 апреля. Зосима – пчельник.
Ульи выставляются на пчельник, пчёл кормили благовещенской просфорой.

      Именослов. Кто в апреле именинник?
Именины (День Ангела) отмечают в день, совпадающий с Вашим днём рождения, либо после него в ближайшую дату из месяцеслова тезоименитых святых.
Как праздновать именины?
Следуя старинному русскому обычаю, испеките пирог с кашей. Когда именинник и гости усядутся за праздничный стол, разломите над головой именинника пирог – если из пирога высыплется на него много каши, то, значит, жизнь его в течение года будет счастливая.  Счастливой приметой в этот день считается, если именинник разобьет что-нибудь, дайте ему разбить хотя бы рюмку.
           
 1 апреля  Софья, Дмитрий, Иван, Иннокентий, Дарья
 2 апреля  Виктор, Мирон, Никита, Сергей, Александра, Клавдия, Прасковья, Светлана, Виссарион, Герман, Мария, Севастьян, Василий, Иван, Максим
 3 апреля  Фома, Владимир, Кирилл
 4 апреля  Василиса, Таисия, Василий, Исаакий, Дарья
 5 апреля  Макар, Сергей, Анастасия, Лидия, Пелагея, Илья, Алексей, Георгий, Василий
 6 апреля  Мартин, Степан, Владимир, Петр, Захар
 7 апреля  Тихон
 8 апреля  Степан, Авраам, Гавриил, Василий, Алла, Лариса, Анна
 9 апреля  Макар, Павел, Иван, Александр
 10 апреля  Степан, Илья, Иларион, Василий, Иван
 11 апреля  Марк, Корнилий, Иван, Исаакий, Кирилл
 12 апреля  Иван, Захар
 13 апреля  Иосиф, Осип, Вениамин, Иван, Иннокентий, Анна
 14 апреля  Макар, Сергей, Мария, Иван, Ефим
 15 апреля  Григорий, Георгий, Ефим
 16 апреля  Никита
 17 апреля  Адриан, Иосиф, Никита, Фома, Николай, Осип, Вениамин, Георгий, Федор
 18 апреля  Марк, Николай, Платон, Георгий
 19 апреля  Григорий, Павел, Севастьян, Иван
 20 апреля  Даниил, Акулина, Георгий, Петр, Прокофий
 21 апреля  Иван
 22 апреля  Вадим
 23 апреля  Григорий, Дмитрий, Александр, Федор, Максим, Терентий
 24 апреля  Прохор, Петр, Ефим
 25 апреля  Сергей, Давид, Мария, Марфа, Василий, Иван
 26 апреля  Георгий, Дмитрий, Марфа
 27 апреля  Мартин, Валентин, Иван, Александр
 28 апреля  Аристарх, Виктор, Кондрат, Анастасия, Василиса, Леонид, Лукьян, Севастьян, Андрей, Федор
 29 апреля  Василиса, Ника, Ирина, Леонид, Михаил, Павел, Галина
 30 апреля  Адриан, Фома, Иван, Александр, Федор

 * Травник
Заготавливают почки березы, чагу, цветки бессмертника и ромашки. Листья брусники, кору калины и крушины.