ИЮНЬ | Печать |
ИЮНЬ
Скопидом, хлеборост
                   
Речка дрема и впрямь как сонная –
Затененная, затаенная,
С наклоненной к воде лозой,
С удивленною стрекозой.
Я нередко тропой знакомой
Прихожу на свидание с Дремой.
Здесь на песенке комара,
Как на нитке висит жара.
Е.Стюарт 
   
                             
А.А.Пластов Полдень 1961г
 
4 - Ярилин день.
6 - Пушкинский день России. (День русского языка)
7 июня - Троица
8 июня - Духов день 
16 июня - Зелёные святки. 
21- Рождение Вышня-Перуна         
22 -День Скипера Змея (Змеиный день)       
23 - ИВАНОВ ДЕНЬ   
23 - Аграфена Купальница   
24 - КУПАЛО  Праздник Ивана Купалы у славян  (смотри 7 июля)
25 - День дружбы, единения славян 
                       
  • Народный календарь 
1 июня. Иван - долгий. 
День почитания всякой летней птицы.
Дети играют в игры, подражая воронам, воробьям и прочему «птичьему люду».
На Ивана-долгого продолжают сеять огурцы.
                 
2 июня. Фалалей-огуречник. 
«Пришёл Фалалей – досевай огурцы поскорей».
          
3 июня. Константин и Олёна – леносейка. 
«Если на огурцах много пустоцвета, хозяйки находили старый лапоть, проталкивали его ногою в свой огород, бросали в огурцы, приговаривая: "Как густо лапоть плёлся, так чтоб и огурцы мои плелись. Аминь".
        
4 июня. Василиска – соловьиный день, васильковый. 
«Пахоту, сев, любое другое дело, говорили, нужно отложить на завтра, а то куколь да полынь уродится, в избе сухота прилучится».
«Ни в коем случае не подбирай накануне Василиска или в этот день яйцо на своём пути, себе на пагубу и роду своему, и рядом  живущим» (По народному поверью, из яйца может появиться царь змей – Василиск).
 
4 июня. ЯРИЛИН ДЕНЬ.
В начале червня природа радует глаз буйством красок. 5 червня (4.06) Ярило открывает небо, и зелёные травы наливаются волшебной силой. Уходит весна, приходит лето. До восхода солнца умываются целебной росой, обходят нивы с хлебом, освещают дома и ворота. В этот день Ярило-Солнце показывает свою силу. На зачине Огонь горит необычайно жарко. Семаргл-Огнебог помогает своему небесному брату. После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь. После зачина проводят обряд «Постриги» для юношей, посвещение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски.
 
7 июня. ТРОИЦА.
У русских День Святой Троицы (чаще просто Троица) был одним из важнейших праздников годового цикла. Сохранились многочисленные народные обычаи и традиции, связанные с этим днём, а также с неделями до и после Троицы. В субботу перед Троицей происходило одно из важнейших в году поминовение усопших предков.
На Троицу было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками[8]. Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям.
Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи. 
 
8 июня.  ДУХОВ ДЕНЬ.  День Святого Духа.
Повсеместно было распространено поверье, что в Духов день, перед восходом солнца, Мать-Сыра-Земля открывает свои тайны. Желающие узнать их, помолясь Святому Духу, ходили «слушать клады», припадая к земле ухом. По преданию, земные и подземные тайны открываются только истинным праведникам, благочестивым людям.
Верили что в Духов день русалки выходят на сушу и бегают по полям и лугам, давая им влагу, и там, где пробежали русалки, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень – колосистее.
Крестьяне считали, что в Духов день души умерших людей прилетают на землю и садятся на берёзовые ветки, воткнутые в наличники окон или поставленные на божницу.
В этот день в некоторых местах за пределы деревни выносили обрядовое деревце — троицкую берёзку, которая в течение предыдущих дней была центром праздника, развивали и оставляли её в поле или топили в реке. Девчата бросают венки в воду: потонет — к несчастью, поплывет — к счастью. В Сибири в Духов день проходили последние весенние гулянья молодёжи.
В России в народно-церковной культуре существовал особо строгий запрет на работу в Духов день, как и в день Благовещения. В Российской Федерации данный день, как понедельник, почти всегда — рабочий.
В народной традиции с Духовым днём часто связаны грозы. Также говорили, что погода в Духов день даёт прогноз на ближайшие 6 недель. Подобные приметы и у немцев: «Если на День Святого Духа дождь, дождь будет идти семь воскресений подряд» (День Святого Духа в Германии празднуется два дня — воскресенье и понедельник), «Сырой День Святого Духа — богатое Рождество».  
   
9 июня. Федоры. 
«На Федоры не метут из избы сора». Под веником всегда живёт домовой. В этот день почитали домового, как хранителя мира в доме».
 
10 июня. Никита – гусятник.  
 В этот день гусыни выводили потомство.
           
11 июня. Федосья – колосяница, колосница, гречушница.  
«Пока не заколосится рожь, детям не разрешалось прыгать и скакать, так как «земля в это время тяжела» (т. е. беременна зерном). На Федосью смотрели хлеба: «Взошли хлеба – не дивись, налились хлеба – не хвались, хлеб на току – про урожай толкуй».
              
12 июня. Исаакий – змеевик
В день Исаакия принято было сажать бобы. На Исаакия змеи идут на змеиную свадьбу.
             
15 июня. Вьюн зелёный
Из цветка – вьюнка девушки плели венок на счастье.
           
16 июня. Лукьян – ветреник.
 Дождь идёт целый день – будет много грибов. В русских сёлах на святого Лукьяна было принято рыть колодцы. Чтобы узнать есть ли близко ода, на землю клали сковородку и смотрели, отсырела ли земля под сковородкой. Если отсырела – значит, вода близко.        

16 июня. СЕМИК (Зелёные святки) 
Зеленые святки являлись главным рубежом между зимой и летом. В народном календаре, с принятием христианства, к этим дням был приурочен праздник Троицы. В обрядах Зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.
Цикл Зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы. Как и во время зимних святок — колядок, во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во время Зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.
Во время исполнения песни «Ты удайся, удайся, мой лен» девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесания и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.
В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний. 
В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось, что троицкие растения обладают магической силой.
Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С ним связан обычай «плакать на цветы» — ронять слезинки на дерн или пучок цветов. 
После завершения специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду. 
Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы. Образ Костромы, связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы часто принимали форму ритуальных похорон. 
Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. «Умершую Кострому» укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где «Кострому пробуждали», а празднование завершалось купанием. 
Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям. 
 

Подробнее о русских праздниках Троица и Зелёные святки читайте на этом же сайте здесь.  
 
17 июня. Митрофан. 
На Митрофана сеяли гречу.
             
18 июня. Дорофей.
 Начинаются самые короткие, «воробьиные» ночи.
         
19 июня. Ларион. 
«На Лариона с поля сорняки тяни». Но сорную траву надо было полоть, зная, какой месяц на небе. На полную луну полоть бесполезно – сорняки скоро опять в рост пойдут.
                
21 июня. Фёдор – стратилат. 
«Стратилат  –  грозами богат». Федора – стратилата в народе называют  колодезником. Считалось, что копать колодец в этот день лучше, чем  на Лукьяна. В этот день колодезники на заре ставили сковородку на землю и потому, насколько она сырая узнавали, есть ли поблизости вода. Ставили сковородки  на заре, в тех местах, где пар из земли сильно поднимается. Сковороды снимали тогда, когда солнце за полдень покатится. Та сковорода, что на солнце не высыхала и указывало всем на место, где  «копать колодец».
На Фёдора начинали прополку и вывозили на поля навоз.
 
21 июня. Рожденье Вышня-Перуна 
Сварог и Матерь Сва рождают бога Перуна. Он является на свет после того как Матерь Сва — Лада — съедает Щуку, в которую воплотился Род. При рождении бога гремит гром, шатается земля, рушатся горы. В народе говорят: 

Перун-Стратилат грозами богат.
Загремели тогда громы на небе,
Засверкали тогда в тучах молнии—
И явился на свет, словно молния,
Сын Сварога Перун Громовержец!
«Веда Перуна»

Перун в понимании славян стал главным богом пантеона, олицетворяя собой военную мощь и покровителя над воинами, витязями и князьями. Ему были подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей. Перун — это, прежде всего бог грозы, грома. В весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник, обновление природы, отсюда и первостепенная роль Перуна. Перун был вооружен палицей, топором и луком, которым он пускал на землю свои стрелы-молнии.

Перун также часто оказывается связанным с культом воды, дерева и камня. Он считается родоначальником небесного огня, который, нисходя на землю, дает жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново. Согласно некоторым легендам, молнии Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мертвые», разящие насмерть, и золотые — «живые», созидающие и пробуждающие земное плодородие.
 
22 июня.  День Скипера Змея (Змеиный день) 
 После рождения Перуна на Землю Русскую пришел Скипер-Змей. Он закопал младенца Перуна в глубокий погреб и унес в Навь его сестер: 
Живу, Марену и Лелю — богинь жизни, смерти и любви. 
То не пыль в поле распыляется,
Не туманы с моря поднимаются,
То с восточной земли, со высоких гор
Выбегало стадо звериное, 
Что звериное стадо — змеиное.
Наперед-то бежал лютый Скипер-зверь!
«Веда Перуна»

Потом Перуна освободят Велес, Хорс и Стрибог, и он победит Скипера-зверя. И в эти дни, когда на землю Русскую идет Скипер-зверь со своим воинством, многие видят блуждающих призраков, знамения смерти и бед. Неожиданно на полях появляются мышиные стаи и волчьи ватаги, налетают тучи воронья. А если склонить ухо к земле, то слышно, как Мать Сыра Земля стонет. А иным видится, что по озимому полю огонь пробегает. 
Навь особенно сильна, и потому на Руси в эти дни ждали вражеских нашествий. В истории есть тому подтверждения: Отечественная война 1812 года (19 июня), и Великая Отечественная война 1941 года (22 июня) начались близ дня Скипера-Змея. 
Сказания о Перуне и Скипере пели в этот день волхвы в ведических храмах и призывали верующих на реки и озера совершать священные омовения, дабы очиститься от грехов. 

В православии этот день празднуется как День Исаакия, в народном календаре — день змеиных свадеб. Считается, что в эту пору змеи сползаются и идут поездом на змеиную свадьбу. Во многих населенных пунктах до сих пор остались «проклятые места», так называемые «змеиные горки».
            
22 июня. Кирилл Александрийский. 
На Кирилу солнышко отдаёт земле всю свою силу.

23 июня. Иванов день. 
С Иванова дня идут медвяные (вредные) росы.
В северных губерниях завершалась посадка капусты. Хозяйки знали, что надо взяться за первый стебель рассады и приговаривать: «Дай, Боже, час добрый.чтобы капуста моя прижилась и в головки складывалась».
 
К этому таинству приурочен главный праздник, дошедший до нас из далеких языческих времен, который до сих пор празднуют народы Европы. В разных странах он называется по-разному. В Норвегии праздник назван в честь Иоанна Крестителя - Jonsok. Другое название праздника - Jonsvaka (Jonsvoko) - образовано от имени Johan и глагола vake - «бодрствовать». 

Это не случайно: считалось, что в Иванову ночь нельзя спать до самого рассвета - не только потому, что можно услышать пение эльфов, но прежде всего с целью оберега на весь грядущий год. 

Торжества в честь праздника начинались вечером и продолжались всю ночь, завершаясь встречей рассвета - восходящего солнца. До 1770 года Иванов день был официальным праздником. Его упразднение, однако, не стало поводом для того, чтобы народ охладел к нему, - напротив, Иванова ночь осталась любимым народным праздником. По сравнению с Рождеством и Пасхой этот праздник имеет гораздо меньше отношения к церковным торжествам. Больше всего древних языческих обычаев связано именно с Ивановой ночью. 

Пожалуй, главная традиция, приуроченная к Ивановой ночи, - разжигание костров. С давних времен люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Огонь - самая сильная и действенная очистительная стихия: в нем может сгореть все грязное и отжившее, но сам огонь всегда остается чистым. Костры в Иванову ночь разжигали несколькими способами. 

Сам по себе костер призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой. Разжигая костер и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое солнце. Крестьяне старались сделать костер как можно больше - это считалось делом чести. По этому поводу часто устраивались состязания - у кого выше и ярче пламя. Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище, где стар и млад принимали участие в подготовке большого костра. 

Во многих странах до сих пор распространен обычай прыгать через костер, такие игры воспринимались как необходимый обряд очищения. Над костром принято ставить высокую жердь, украшенную венками и листьями или же увенчанную колесом. Сжигание жерди, знаменующее собой уход всего старого и отжившего, - один из самых торжественных моментов праздника. 

Безусловно, Иванова ночь - самый веселый народный праздник. Это миг наивысшей радости и веселья, когда человек ощущает себя единым с природой, с окружающим миром. А если все цветет вокруг - то, как же не петь и не веселиться? Крики, выстрелы ружей и громкие песни отмечают начало праздника. Шумные торжества не стихают до самого рассвета. Главным угощением служит сладкая молочная каша rommegrot. Не обходится в Иванову ночь и без возлияний, которые в древности также имели сакральный смысл, совершаясь во славу богов. 

Разумеется, в наши дни многие из названных обычаев либо забываются, либо совершаются сугубо формально. Однако праздник жив, и до сих пор воплощает собой торжество лета, плодородия, расцвет жизненных сил.
  
23 июня. Аграфена Купальница
Этот праздник у славянских народов ассоциировался с началом купального сезона. Все, что было связано с водой, баней и купанием, нашло отражение в этот день. 

По всему северу России, и в особенности, Вологодской губернии, крестьяне заготовляли в этот день банные веники на целый год. Для этого бабы и девки после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки. Иногда веники делали из различных пород лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и ветку разных растений.

Это ритуальные веники: одним из них пользовались в этот день в бане, другими обряжали недавно отелившихся коров, третьи, наконец, перебрасывали через головы или бросали на крыши бани с целью узнать будущее (если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется жив). 

На Аграфену обязательно мылись и парились в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парились веником из богородицкой травы и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, мяты пахучей. 

На праздник делалась обетная каша, складчиной, для нищих. В Вологодской губернии в день святой Аграфены для нищей братии среди деревни ставили столы с постными яствами. Нищих собиралось иногда человек до 300, и все они ели за счет деревни. 

Как на Ивана Травника, в день Аграфены Купальницы отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимали с себя рубахи и до утренней зари рыли коренья или искали в заветных местах клады. А знахари, ложась спать, читали самодельные молитвы, как на Ивана Купалу.

Очень оригинален также обычай, наблюдаемый в окрестностях города Кириллова. В день Аграфены Купальницы все девушки, взрослые и подростки, ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: «Умойте». В переводе на обычный язык это значит — дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки. 
 
24 июня. Праздник Ивана Купалы у славян  (смотри 7 июля) 
 
25 июня. Пётр – поворот, капустник, солнцеворот. 
С Петра поворот солнца на зиму, а лета – на жару.
         
26 июня. Акулина – гречишница, задери хвост
День св. мученицы, или Акулины, называли в народе Гречишницей. В древней Руси были праздники посвящённые царевне Крупеничке, обращённой по вещему слову вещей старухи в гречневое зерно, а попав на Русь, стала настоящей гречихой. « В былые времена в день св. Акилины на Руси устраивались угощения, на которых первым блюдом считалась гречневая каша из старой гречи. На эту мирскую кашу приглашались бедные странники, калеки, которые благодарили за гостеприимство хозяев благожеланиями хорошего урожая гречи».
«Акулина – задери хвост» - в эту пору на скотину нападают мухи и оводы и заставляют её защищаться хвостами».
        
28 июня. Модест, Амос. 
Модесту молятся на случай падежа скота.
           
29 июня. Тихон.  
У земли самый тихий ход за год. К св. Тихону обращались за помощью при зубной боли: «Святой Тихон, утиши, господи, болезни и все недуги земные».
         
30 июня. Мануил.  
На св. Мануила солнце застаивается. Начинается буйный рост растительности.
                      
  • Именослов. Кто в июне именинник?
Именины (День Ангела) отмечают в день, совпадающий с Вашим днём рождения, либо после него в ближайшую дату из месяцеслова тезоименитых святых.
Как праздновать именины?
Следуя старинному русскому обычаю, испеките пирог с кашей. Когда именинник и гости усядутся за праздничный стол, разломите над головой именинника пирог – если из пирога высыплется на него много каши, то, значит, жизнь его в течение года будет счастливая.  Счастливой приметой в этот день считается, если именинник разобьет что-нибудь, дайте ему разбить хотя бы рюмку.
             
 1 июня  Матвей, Митрофан, Сергей, Анастасия, Виктор, Григорий, Корнилий, Михаил, Николай, Павел, Игнатий, Дмитрий, Василий, Александр, Максим
 2 июня  Никита, Владимир, Осип, Алексей
 3 июня  Ярослав, Елена, Михаил, Константин, Кирилл, Федор
 4 июня  Даниил, Макар, Софья, Михаил, Фаддей, Павел, Захар, Федор
 5 июня  Даниил, Никита, Роман, Адриан, Борис, Михаил, Алексей, Игнатий, Леонтий, Дмитрий, Афанасий, Мария, Севастьян, Василий, Иван, Петр, Александр, Андрей, Геннадий, Константин, Федор
 6 июня  Никита, Степан, Григорий, Иван, Федор
 7 июня  Иван, Иннокентий, Федор
 8 июня  Макар, Елена, Давид, Карп, Георгий, Иван, Александр
 9 июня  Анастасия, Леонид, Леонтий, Иван, Петр
 10 июня  Ираклий, Макар, Никита, Павел, Игнатий, Дмитрий, Василий, Захар
 11 июня  Богдан, Фаина, Мария, Иван, Александр, Андрей
 12 июня  Никанор, Исаакий
 13 июня  Роман, Борис, Кристина
 14 июня  Харита, Вера, Гавриил, Давид, Павел, Василий
 15 июня  Дмитрий, Мария, Иван, Константин
 16 июня  Юлиан, Павел, Лукьян, Дмитрий, Афанасий
 17 июня  Митрофан, Назар, Софья, Мария, Марфа, Иван
 18 июня  Гордей, Игорь, Марк, Гавриил, Леонид, Георгий, Дмитрий, Петр, Константин, Федор
 19 июня  Фекла, Сусанна, Виссарион, Георгий, Иларион, Лукьян
 20 июня  Богдан, Степан, Зинаида, Валерия, Калерия, Борис, Тарас, Лукьян, Мария, Василий, Иван, Федор
 21 июня  Павел, Василий, Федор
 22 июня  Фекла, Алексей, Мария, Марфа, Иван, Александр, Кирилл
 23 июня  Кузьма, Макар, Антонина, Герасим, Илья, Николай, Тимофей, Павел, Алексей, Игнатий, Василий, Иван, Александр, Андрей, Андрей, Иннокентий, Анна
 24 июня  Мария
 25 июня  Степан, Юлиан, Тимофей, Мария, Арсений, Иван, Петр, Андрей, Анна
 26 июня  Даниил, Пелагея, Акулина, Антонина, Дмитрий, Иван, Александр, Андрей, Анна
 27 июня  Иосиф, Николай, Осип, Георгий, Александр
 28 июня  Лазарь, Модест, Григорий, Михаил, Федор
 29 июня  Моисей, Михаил, Тихон, Петр, Константин
 30 июня  Клим, Никита, Савелий, Дина, Пелагея, Иосиф, Клемент, Осип, Исаакий, Кирилл
                   
  • Травник

Сбор и заготовка: цветки маргаритки, арники, ландыша, глухой крапивы, донника лекарственного, кошачьей лапки, василька синего, ромашки аптечной, бузины чёрной, липы, мака самосейки. В культурах: цветки ноготков лекарственных, пиона. Листья берёзы, мать-и-мачехи, белены, земляники, малины, ежевики, подорожника, черники, вахты трёхлистной, листья шалфея, мелиссы лекарственной, мяты, ореха грецкого. Траву репейничка, пастушьей сумки, тысячелистника, ясменника пахучего, чистотела, хвоща, манжетки обыкновенной, донника лекарственного, спорыша, чабреца, фиалки трёхцветной. Вкультурах траву иссопа, болиголова и тимьяна обыкновенного. Семена безвременника осеннего. Исландский мох.

                                 По материалам:П.Н. Куреннов "Русский народный лечебник"