ИЮЛЬ | Печать |
Уважаемые гости нашего сайта! Познакомтесь с народным календарём на ИЮЛЬ!
Как много праздников! Празднуем  6 июля "день поцелуя"8 июля - День семьи, любви и верности.
А сколько подсказок даёт нам народная мудрость: когда берёзовые веники заготавливать, а когда крапивный холст ткать - лучшее средство от болей в спине (холсты ткать мы не будем, а сплести из крапивы какую-нибудь рогожку можно), 19 июля советуют нам походить босыми по росе. Обратите особое внимание на 9 июля - единственный день в году когда.... читайте дальше сами !
           ИЮЛЬ
Страдник, сенозарник, макушка лета.
                           

Июль. Исходят лиры цветом.

У лета дел невпроворот.

С утра, разбуженный рассветом,

Пчелиный трудится народ.

Спешит. И в том его заслуга.

Судьбы великая страда.

И мёдом пахнет вся округа,

Деревня, воздух и вода.

М. Дудин

7 – праздник Ивана Купалы

8 – Всероссийский День семьи, любви и верности

12 – День Снопа Велеса

12 – Выбор жертвы Перуну

20 – Перунов День

22 – Летняя Перуница

26 – Праздник Чура

28 – День крещения Руси

 

  • Народный календарь
1 июля. Макушка лета
В полдень солнце замедляет ход, а птица замирает.
     
2 июля. Зосима. Зосима – пчёлы мёд запасают. 
В этот день вспоминали песни с зачином о пчеле.

3 июля. Мефодий - перепелятник. Праздник перепелятников. 
Мефодий – паутинный день, погодоуказатель. Если на Мефодия дождь, то 40 дней дожди идти будут.

6 июля. Аграфена – купальница, Аграфена – лютые коренья. 
Начало купания. Сбор лекарственных трав. Заготовка веников на зиму.
День памяти св. Агриппины известен в народе  как праздник Аграфены "Купальницы. В  глубокой древности. На Руси в  это время начинались важнейший календарный языческий праздник Купалы.  Русские люди его начинали  с раннего утра  в бане. Здесь особенно: любили париться травами и кореньями,  чтобы сохранить и укрепить здоровье. После  устраивали обильные угощения,  куда приглашалась нищая братия. После обеда начинались общие народные увеселения с особыми хороводами до   глубокой ночи. «Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зори роют коренья 
или ищут в заветных местах клады».
В эту ночь и день собирают крапиву, шиповник и другие колючие  растения,  потам сжигают. Так избавляются от бед и несчастий. От ведьм - кладут на окнах жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов ставили молодую осинку,  вырванную   с корнем.
Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам и весь день и всю ночь пели особые обрядовые песни и жгли костры.

7 июля. Иван Купала. Иванов день. Иван цветной. (По старому стилю 24 июня)
Иван Купала - самый почитаемый,  самый  важный,  самый разгульный праздник в году, пришедший из  глубочайшей древности,  в нем «должно участвовать всем от малого дитяти до глубокого старца». 
По  традиции, участие всех в обрядах, трапезах, хороводах приносило благополучие, благоденствие, удачу, урожай на весь год. Купаться поутру в Иванов день - всенародный обычай. Купаться в росе, брать у нее здоровья - очень древний обряд. «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам, вашим от травы-росы здоровье", -  приговаривали крестьяне и получали это здоровье на весь год.
Парни и девушки одевали грязнее старое платье шли к реке или болоту,  а потом с грязной водой по селу и обливали всех. Кого облили - тот будет здоров весь год.
Главная особенность купальской ночи - костры, «огонь очищает от всякие скверны плоти и духа и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина». Иван Купала это  великий праздник поклонения лесам, полям деревьям: травам и цветам, что росли и растут на русской земле. Иван купала - праздник папоротника,  хранителя кладов.
 
Праздник летнего солнцеворота — солнцестояния. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.

Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.

«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия — деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.

Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).

Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки – плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя. 

Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых. 

Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво — обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют. 

На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре — Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов. 

Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается. 
 
8 июля. Пётр и Феврония.
Муромский князь Петр и его жена, Феврония, были канонизированы на церковном соборе 1547 г. 
Об их любви, верности и преданности сложены легенды, о них  рассказывают летописи.  Скончались они в один день и, согласно легенде, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу – так их и похоронили. В народе этот день посвящался счастливой любви.
8 июля празднуем Всероссийский день семьи, любви и верности.
Этот день учрежден по инициативе депутатов Госдумы. Инициатива празднования Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями России, ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.
Символично, что праздник впервые отмечался в 2008 году, который объявлен годом семьи. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии. В их жизни воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.
У нового праздника уже есть медаль, которую будут вручать 8 июля, и очень нежный символ – ромашка. Этому теплому празднику рады в любом доме, потому он так легко шагает из церковного календаря и готов постучаться в каждую дверь.
   
9 июля. Давид – земляничник. 
Поспевала земляника. Дети и девушки охотно, ходили в лес,  играли,  пели песни, Рассказывали всякие "лесные 
истории" про зверей и леших.Существовало поверье: кто хочет занять денег, тот должен положить травы земляники в карман и 
смело идти – отказа не будет.
   
10 июля. Самсон – сеногной.
Русское   село  готовится к покосу. Вспахивают поля на пар. Если в  это  время начинались дожди,  то на  улицу выбегала вся многочисленная ребятня начинала кричать древнейшие заклинания дождя,  что стали детскими играми.
«Радуга - дуга, 
Не давай: дождя,                                       
Давай  солнышка, 
Колоколнышка
Дождик, дождик!
Перестань!
Я поеду в Иристань
Богу молится,  царю поклонится!»
 В каждом; селе детей было  так много,  кричали они так громко, что их  слышал бог, разгонял тучи,   солнце  выглядывало.
   
11 июля. Крапивное заговенье. 
Считали, что крапивный холст, вытканный перед петровками, помогает от болей в пояснице.
      
12 июля. Петры и Павла, Петров день, петровки. Праздник рыбаков.
На Петровки сенокос - не единственная забота.   Готовились к озимому севу,   с надеждой смотрят на ниву, должны заколоситься яровые. Петров день - "разговины",  конец Петровского поста.  Во многих селах, устраивали общую праздничную  трапезу:  «приводили к церкви бык,   тут же убивали его и,   сварив в больших котлах мясо,  разговлялись сообща».
Деревенская молодежь  устраивала  гуляния с угощением с  вечера де рассвета.   Водили хороводы,  пели песни про любовь,   про  березу, измену и тоску,   про  погубление мужа, отъезд, про кукушку.
Праздник рыбаков,   так как апостол Павел хорошо ловил рыбу. Ему молятся рыбаки,   служат молебны,   собирают "на мирскую  свечу"   и ставят ее в храме к иконе св. Павла.
 
12 июля. День Снопа Велеса.
 
Велес учил праотцев наших землю пахать,
и злаки сеять, и жать солому на полях страдных,
и ставить сноп в жилище,
и чтить Его как Отца божьего.
«Велесова книга», III 8/2/

Дни убывают, но жара прибывает. С Велесова дня начинают косить, заготавливать сено. Коси коса, пока роса — роса долой, и мы домой! В этот день почитали последний связанный Сноп, в который, как полагали косари, во время косьбы переходил дух поля, а значит и дух Велеса. 

В эти же дни крестьяне заканчивали пахоту и начинали подготовку к озимому севу. Бытовала такая пословица: «До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса — посеять». Всем земледельческим работам покровительствовал Велес. 

В этот день почитали также священный камень Алатырь (либо два камня Бога и Божиху: камни Велеса и Бури Яги). Под Алатырем — вход в Пекло. Огнищане вспоминали о том, что только Велес смог отвалить Алатырь от входа и потому умершие не могут попасть в Навь, минуя Велеса. 
 
12 июля. Выбор жертвы Перуну.
Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Его считают покровителем воинов и витязей и славят в дни победы и приносят жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей.

Перун — это, прежде всего, бог грозы, грома, также он тесно связан помимо огня с культом воды, дерева и камня. Он считается родоначальником небесного огня, который, нисходя на землю, дает жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново.

Люди верят, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка Тура, поэтому бык считается священным животным Перуна. Цветком его считается голубой ирис (шесть лилово-голубых лепестков, громовой знак).

Святилища Перуна устраиваются под открытым небом. Они имеют форму цветка: в тех святилищах, что раскопаны археологами, «лепестков» обычно восемь, но в древнейшие времена, по мнению ученых, их было шесть. «Лепестки» представляли собой ямы, в которых горят неугасимые священные костры. Посередине ставится скульптурное изображение Перуна. Перед изображением Бога помещается алтарь, обычно в виде каменного кольца. Туда складываются приношения и проливают жертвенную кровь, чаще всего животную, но в древние времена в жертву приносили и рабов, захваченных в военных походах. 
   
14 июля. Кузьмы и Демьяна. Летние кузьминки.
«Много, захочешь - пораньше  с постели вскочишь». Кузьма да  Демьян - это женский праздник, с хождением в  гости, с угощениями,   с пивом,  разговорами и песнями. Женщины    все  успевали -  и с огородом  справлялись,   сено  косили,   всю  домашнюю  работу делали, и летние  кузьминки с честью проводили.
«Кто в  гости не ездит,   к  себе не зовет,  тот недобрым  слывет».
 
14 июля. ДЕНЬ СТРИБОГА
14 липня день Стрибога — бога ветров. В этот день приносят требу ветру — разбрасывают на все четыре стороны вокруг дома куски хлеба. Затем с высокого места сыпят на ветер муку или пепел от костей жертвенного петуха. В этот день особенно запрещается «бросать слова на ветер», хотя и в остальные дни это тоже не приветствуется. 

15 июля. Берегиня.
Эта богиня связывала между собой два берега, наполняла целебными силами травы.
Вышивальщицы украшали полотенца «росой», животворная сила которой, касаясь лица крестьянина, снимала усталость, передавая утреннюю прохладу.
          
17 июля. Андрей – наливы. 
Церковь отмечает день преподобного Андрея Рублёва.
   
18 июля. Месяцев праздник.
Церковь отмечает день преподобного  Сергия Родонежского.
По преданиям, в этот день старики наставляли молодых смотреть, как месяц играет, - силы копить.
   
19 июля. Еремей, Сысой. 
Сысой – ходи по росе босой.
 
20 июля. ПЕРУНОВ ДЕНЬ

О, могучий Перун,
Бог Славянских племён!
Ты десницей своей
Отрясаешь нам сон.
Вновь сразившись со змеем
В поднебесье крутом —
Возвращаешь нам память
О роде своём!

21 липня (20.07), на 27 день после Купальского праздника отмечается воинский праздник — Перунов День. К празднику готовятся восемь дней. Все мужчины, присутствующие на зачине, обязаны иметь при себе оружие (нож, топор, а если есть разрешение, то что-нибудь более подходящее). После славлений Перуну воины приступают к освещению оружия: на щиты, положенные перед капищем, кладут мечи, топоры, колья, ножи, булавы и другое холодное оружие. За восемь дней до того кидаются жребьи (черты, для определения жертвы, и резы, для определения её количества). Если выпадет «жертва», то в жертву приносится бык, а за неимением оного петух (должен быть одного цвета, не пёстрый, лучше всего красный). На жертвенной крови заговаривается оружие, жрец производит помазание кровью чела каждого воина, после чего те надевают на голову красные повязки (те, у кого нет очелья). Если выпадет «сребро», то приносятся деньги. Если выпадет «брашно», то приносится пища. И, наконец, если выпадет «пря», то воины вступают в поединки. На зачине выбираются пары поединщиков (на кого падёт жребий). Поединщики сами договариваются между собой о выборе оружия или борьбы. Над жертвенным огнем освещаются воинские обереги. Произносятся славления Перуну.

После зачина начинается обрядовый бой «Перуна» с «Велесом», посвященный победе Перуна над Велесом (Перун побеждает Велеса и возвращает стадо небесных коров). По окончании боя воины несут ладью с дарами и ставят на краду (брёвна, сложенные колодцем, для погребального костра). Жрец, раздевшись по пояс, поджигает краду. После того, как костёр прогорит, воины насыпают над пеплом могилу и начинают тризну (обрядовые бои на могиле).

Уходит воин… Вслед ему несутся плачи, пламя крады,
И, обнажая гордый стан, снимают юноши наряды,
И всходят на курган, наверх, где близко грозовые тучи,
Где дремлет, позабыв про всех, владыка битв — Перун могучий
И вот сошлись… И бой кипит, роняя молнии и громы.
Земля гудит, земля дрожит, катится с кручи побеждённый,
И щит приходится о щит, а в небе, тьмою окружённый,
Перун проснулся! И гремит! Земной борьбой заворожённый…
Ярисвет (Е.Сизов)

В этот день проходят особо торжественные посвещения в воины. Для начала жрец отправляет их в Навь, совершая над воинами особый обряд вхождения в мир мёртвых. Испытуемых как бы убивают, затем кладут на землю навзничь, с закрытыми глазами. С этого времени с ними никто не должен разговаривать, кроме жрецов, проводящих обряд. Затем они должны подвергнутся четырём испытаниям. Жрец по одному поднимает испытуемого и подводит к «огненной реке» — площадке раскалённых угольев шириною в 5-6 шагов. Необходимо её преодолеть не очень быстрым шагом, чтобы попасть на другую сторону. Нужно погрузить себя в особое состояние отрешённости на время этого испытания, чтобы не обжечься. Если бояться, медленно или очень быстро идти, то первое испытание окажется последним. Второе испытание заключается в том, что испытуемый должен с завязанными глазами дойти до дуба или родового столба за три попытки. Лёгкое на первый взгляд испытание оказывается не менее трудным. Необходимо запомнить путь к дубу, затем пройти эти 30-40 шагов «по памяти», определяя по слуху (пение птиц) и осязанию (ветер) верное направление. Испытание третье — найти среди нескольких предметов самый нужный, отгадать загадки (за три попытки). Тех, кто не проходит третье испытание, закапывают в землю, закидывая дёрном, где он и лежит до тех пор, пока его не выручит другой испытуемый, отдав одну или две из своих попыток. Это испытание на взаимовыручку. И, наконец, испытание четвёртое — на хитрость и ловкость. На испытуемого начинается настоящая охота. Он должен за определённый промежуток времени уйти от погони, спрятаться в лесу или высокой траве, а затем пробраться через цепь сторожей к свещенной яблоне (или дубу), коснувшись рукой листьев. Только после всех испытаний он может считаться настоящим воином. Затем жрецы «возвращают к жизни» испытуемых, для продолжения тризны.

После тризны совершается страва, на которой поминают всех павших Славянских воинов.
Обрядовая еда: говядина, дичь, курятина, каши. Из напитков: мёд, красное вино, пиво, квас. После стравы до позднего вечера продолжаются игрища.
С Перуном был также связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы — обливании водой специально выбранной женщины. 

С появлением христианства функции Перуна были перенесены на христианского святого Илью Пророка, в образе которого явно появились черты Перуна — бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице и который по сути дела просто сменил имя, оставшись тем же почитаемым божеством.
 
21 июля. Прокопий.
Явление Казанской иконы Богоматери.
На казанскую  черника поспевает. Черника не только лакомство.  Вековой опыт народа подсказывал,  что есть много черники в жаркую погоду - здоровым быть весь год. Ягоды и листья, заготовленные на зиму - лекарство при расстройствах желудка,   кишечника,  а также при сахарной болезни,  подагре и ревматизме.
   
22 июля. Панкратий и Кирилл.
Пробуют первые огурцы.
 
22 июля. ЛЕТНЯЯ ПЕРУНИЦА
Почитание молнии, женского проявления Громовержца. Через два дня после праздника Перуна почитают его супругу (воинственный женский лик) — Перуницу-Додолу. Издревле повелось у славян, что женщина, в крайне опасных для родной земли случаях, брала в руки оружие и обороняла свой род. Это происходило тогда, когда гибли способные к обороне мужчины, либо их не было. В сей день девицы, девы проводят свои тризны, соревнуются во владении особыми видами оружия и навыках самообороны. В этот день также проводят девичьи посвящения. 
          
24 июля. Ефимьи – стожарницы.
Всем миром жнут.
   
25  июля. Прокл – великие росы.
Утренние росы  глубоко почитались на Руси, как божьи слезы,  потому широко применялись  в народной медицине  и целительстве. Росы на. св. Прокла назывались  Великими.   Старушки лекарки  собирали эти великие целебные росы для врачевания. Прокловы росы,   по их убеждению и опыту - лучшее   средство от призора и от сглазу.
«Утренняя роса - добрая  слеза,  ею лес умывается, с ночкой прощается».
   
26 июля. Гавриил.
Сухая погода сулит хорошую осень.
 
26 июля. ЧУР (ПАЛИКОПА)
27 липня (26.07) праздник Чура — Бога оберегания, охраны собственности, сторожа РОДовых обычаев, покровителя границ, домашнего очага. Славяне вспоминают своих чуров-пращуров, чтобы заботились о нашем хлебе, хранили не только наши снопы, но и нашу Русь и многовековую великую культуру. В этот день Чуру приносится треба молоком. У межевого камня выкапывается яма и туда выливается молоко. В праздник Чура нельзя работать вдали от дома. Хозяин должен обязательно находится у себя во дворе, тем самым почитая Чура. 
   
28 июля. Кирик и Улита.
Женщины празднуют день матушки Улиты, почитают её своей заступницей.
Дети в этот день распевали песенки - приговорки, обращённые к улитке и божьей коровке.
Кириков день – всё мокро, льёт дождь.
         
29 июля. Афиноген.
Лето перешагнуло знойный возраст. На Афиногена замолкают птицы.
Именинником считали первый сноп. Зёрна первого ржаного снопа считались целебными для людей, птиц и скотины.
         
31 июля. Емельян.
«Емельян – серпу даёт роздых». Топят бани, парят веники из трав и цветов, смывают страдную усталость.
         
  • Именослов. Кто в июле именинник?
Именины (День Ангела) отмечают в день, совпадающий с Вашим днём рождения, либо после него в ближайшую дату из месяцеслова тезоименитых святых.
Как праздновать именины?
Следуя старинному русскому обычаю, испеките пирог с кашей. Когда именинник и гости усядутся за праздничный стол, разломите над головой именинника пирог – если из пирога высыплется на него много каши, то, значит, жизнь его в течение года будет счастливая.  Счастливой приметой в этот день считается, если именинник разобьет что-нибудь, дайте ему разбить хотя бы рюмку.
                 
 1 июля  Сергей, Леонтий, Василий, Александр
 2 июля  Иван
 3 июля  Глеб, Фома, Римма, Наум, Дмитрий, Афанасий, Иван, Андрей
 4 июля  Юлиан, Анастасия, Василиса, Никита, Георгий, Федор, Максим, Терентий
 5 июля  Галактион, Василий, Геннадий
 6 июля  Артем, Корнилий, Митрофан, Святослав, Артемий, Герман, Иосиф, Осип, Алексей, Александр, Федор
 7 июля  Никита, Иван
 8 июля  Давид, Денис, Василий, Петр, Константин, Прокофий, Федор
 9 июля  Давид, Тихон, Павел, Георгий, Денис, Иван
 10 июля  Владимир, Георгий, Иван, Александр
 11 июля  Сергей, Герман, Иосиф, Осип, Павел, Василий, Иван
 12 июля  Павел, Петр
 13 июля  Григорий, Матвей, Степан, Фома, Михаил, Иван, Петр, Андрей
 14 июля  Аркадий, Кузьма, Ангелина, Лев, Павел, Василий, Иван, Петр, Константин
 15 июля  Арсений
 16 июля  Марк, Фома, Герасим, Михаил, Георгий, Василий, Анатолий, Иван, Александр, Константин
 17 июля  Богдан, Марк, Александра, Анастасия, Ольга, Татьяна, Михаил, Николай, Алексей, Дмитрий, Мария, Марфа, Андрей, Федор, Ефим
 18 июля  Сергей, Степан, Варвара, Елизавета, Агния, Афанасий, Василий, Анна
 19 июля  Архип, Глеб, Виктор, Валентин, Марфа, Василий, Анатолий, Александр, Андрей, Иннокентий, Федор
 20 июля  Сергей, Фома, Евдокия, Герман
 21 июля  Дмитрий, Александр, Прокофий
 22 июля  Михаил, Иван, Александр, Андрей, Константин, Кирилл, Федор
 23 июля  Даниил, Георгий, Леонтий, Петр, Александр
 24 июля  Аркадий, Елена, Ольга
 25 июля  Гавриил, Михаил, Арсений, Иван, Федор
 26 июля  Степан, Юлиан, Вероника, Гавриил
 27 июля  Ираклий, Степан, Иван, Петр, Константин, Федор
 28 июля  Владимир, Василий
 29 июля  Валентина, Алевтина, Юлия, Павел, Иван, Петр, Федор
 30 июля  Лазарь, Марина, Маргарита, Леонид, Марианна
 31 июля  Емельян, Мирон, Степан, Кузьма, Леонтий, Афанасий, Иван
                       
  • Травник

Сбор и заготовка: цветки бузины чёрной, глухой крапивы, василька синего, ромашки аптечной, арники, коровяка, ромашки аптечной, арники, коровяка скипетровидного. В культурах цветки алтея лекарственного, ромашки римской, ноготков лекарственных, лаванды и алтея. Листья крапивы, малины, ежевики, земляники, белены, беладонны, мать-и-мачехи, подорожника. В культурах: листья наперстянки шерстистой, аконита лекарственного, алтея лекарственного, дурмана, мяты и розмарина. Траву золототысячника, донника лекарственного, зверобоя обыкновенного, тысячелистника, хвоща, душицы обыкновенной, спорыша, пастушьей сумки, манжетки, репейничка, тимьяна обыкновенного, фиалки трёхцветной. В культурах траву полыни болиголова и воробейника лекарственного. Спорынья.

                                               По иатериалам: П.М. Куреннов "Русский народный лечебник"