АВГУСТ | Печать |
АВГУСТ
Жнивень, разносол, густоед.
      Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый жёлтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…
Ф.И. Тютчев
В. Казанцев Конец лета 1890г
2 - Ильин день 
7 - СПООЖНИКИ 
14 - МЕДОВЫЙ СПАС 
18  - ХОРОЯР     
19 - Преображение Господне  
19 - ЯБЛОЧНЫЙ СПАС 
21 – День Стрибога    
28 - Успение Пресвятой Богородицы  
        Начало Бабьего лета. Госпожинки 
29 - ХЛЕБНЫЙ, ОРЕХОВЫЙ, ХОЛЩОВЫЙ, ПОЛОТНЯНЫЙ или НЕРУКОТВОРНЫЙ СПАС 
31 - ПОСТРИГИ 

Народный календарь
1 августа. Макрида.
В сухое лето, когда земля трескалась от солнечного жара, в день Мокрины бабы «делали мокрины» - вызывали дождь. Женщину, рождённую 1 августа, почитали за Мокрину. А в ненастную погоду 1 августа Мокрина не выходила из дома, так как считали – за ней и дождь выйдет, и уж тогда зальёт поля и огороды, начнутся недороды.
«Смотри осень по  Макриде: Макрида мокра – осень мокра».
 
1 августа. МЕДОВЫЙ СПАС
в народе называют медовым или мокрым. Название «медовый» объясняется тем, что именно в это время пчёлы прекращают собирать нектар с цветов, соты в ульях заполнены до отказа и пасечники начинают собирать мёд, при этом первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей. В этот день, согласно народной традиции, совершается освещение мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. А без мёда не в былые времена, не в наше время — никуда. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. Считалось, что до Медового Спаса нельзя есть мёд нынешнего года, прошлогодний же мёд вкушать можно. 

В народе говорили: «Спасовка-лакомка», «На первый Спас и нищий медку попробует», «Первый Спас — проводы лета», «От первого от Спаса накопит и мужик запаса», «Первый Спас — Медовый, второй — Яблочный, третий — Спожинки», «Первый Спас — первый сев (озимых)», «С первого Спаса — холодные росы», «Ласточки отлетают в три Спаса», «Ласточка весну начинает, осень накликает».

С этого дня начинался период «страды». Шёл интенсивный сбор ягод, прежде всего малины, черёмухи, заготавливали и кедровые шишки. Активно чистили овины, готовили гумна для обмолота. Проводили подготовку к зимним сельскохозяйственным работам: сеяли озимые. Первую пригоршню зерна по обычаю бросал старший член семьи. К этому его приглашали особым приговором: «Посей, дедушка, первую горсточку на твоё стариковское счастье». 
         
2 августа. Ильин день.
Илья - пророк самый почитаемый  святой,  равный Николаю-угоднику.   В сознании народа    Илья -  святой   грозный,   суровый, карающий,  но и щедрый, наделяющий.
Илья могучий распорядитель самых благодетельных и самых грозных  сил природы. В. его власти молнии,   громы,   ливни,  но с их  силою дается земле плодородие.
На Ильин день  вся нечистая сила,   спасаясь от огненных стрел пророка, превращается в различное  зверье.
В день Ильи пророка крестьяне  не  работали,   дабы боялись небесной  немилости,  чтобы отвести беду не  косили,   не   убирали сена,   старались не  выходить в поле.
На Илью пророка, бывают "воробьиные  ночи", когда беспрерывно  гремит гром, молнии и озаряют небо,  мечутся" испуганные птицы,  ревет скот,   страшно и не  спится человеку.
После Ильина дня не полагается купаться в реке. Говорили: «Илья остудил воду. И вода не радуется тем, кто против Ильи идёт».
          
4 августа. Мария Магдалина.
Называли день: Мария – суровица, росная оконница. Тропа до полудни в этот день бывает в росе. Босому по росе, по народному поверью, ходить нельзя, Марья сама собирает росу.
В этот день обметают веником берёзовым оконницы – надо всю паутину смести, осветить марьиным светом житьё – бытьё.
В день  святой мироносицы Марии Магдалины поселяне     стараются не  работать в поле,  так как  святая  за такое  непослушание в ее  праздник может побить  громом.
На Марию  вынимают цветочные  луковицы.
       
5 августа. Трофим – бессонник.
Пора усиленных работ, страда.
     
6 августа. Борис и Глеб.
Святые князья Борис и Глеб   глубоко  чтились  в народе, в день их праздника также крестьяне  не  работали в поле, опасаясь     грома к молнии.  Так в    страдную пору было  три дня,   когда  не  работали,  не  жали и не  косили, не   сгребали в копна: 2 августа – Ильин день, 4 августа – Мария Магдалина и 6 августа. Опыт народа    предупреждал об  особой  опасности в эти дни.  В народе рассказывали много  былей  и былин о том, что   случалось  с неслухами,  непочетниками,   неверующими в    опыт.
      
7 августа. Анна – холодница. Макарий.
Светлая и тёплая погода в этот день предвещает холодную зиму, если идёт дождь – зима снежная и тёплая.
           
8 августа. Марьев день.
Говорили в народе: осенние марева по травам идут, целебную мощь травам дают.
       
9 августа. Никола Кочанный. Пантелеймон Палий.
Святой Пантелеймон известен под именем Целителя. Святой был свыше одарён талантом целения и лечил всех бесплатно. Пантелеймона называли ещё палием и старались в этот день не работать. 
Частые,  и грозные    природные явления в эти дни породили    такие  приметы в эти дни. «На Пантелеймона грех возить хлеб и сено -  сожжет».
Кочанный день. Вилки в кочаны завиваются. 
      
10 августа. Прохора и Пармены – не затевай мены.
           
11 августа. Калинник. Калинов день.
          
12 августа. Сила и Силуян.
В Силин день отдаёт лопух, по древним поверьям, свою силу человеку.
«Как только обсушит солнце листья – время лопуху поклониться. Задолго до этого дня искали место, где лопух растёт вопреки ветрам.Те растения, что с краю зарослей стоят, - не надо трогать. Когда колючие верхушки лопуха будут за подол цепляться, платок с головы сдирать, надо уходить из зарослей. Когда вступишь в заросли, приглядись. Листья  у самой земли трогать нельзя – они старые, а листья у самых верхушек слабые. Надо рвать те листья, что из середины стебля тянутся, по три листа с куста, не более, и в пестерь (корзинку, сумку) класть, распрямив, гладкой стороной ко дну пестеря. Потом сушить их на русской печи, раскладывая острыми концами на север.
От боли в коленях, плечах, говорили, можно избавиться за три Спаса, прибегая к лечению в Спас и дважды между Спасами. Надо прикладывать к больным местам ошпаренные листья лопуха (один из них окропить свежим мёдом), приговаривая: «Помилуй, спаси и сохрани, Господи!»
             
13 августа. Евдокия. Евдокимово заговенье перед Успенским постом.
              
14 августа. Спас первый, Медовый Спас, Мокрый, Маковей.
Первые две-три недели августа (по старому стилю) в народе называли спасовиками. 
Все три Спаса: 14 августа (новый стиль) – медовый,19  августа – яблочный,  29 августа – ржаной или хлебный,  - великие дни, но от работы они не освобождали.
В Медовый Спас производили откачку мёда. После освящения первого мёда в церкви пчельники разговлялись свежим мёдом, пекли пироги с пшённой кашей и мёдом.
К этому дню варили «медяные» квасы и угощали всех, пришедших в гости.
Мокрый Спас или Спас на воде.  В России этот праздник соединился с воспоминаниями о происходившем в этот день крещения Руси. Поэтому по всей русской земле  в этот день совершался чин водосвятия, когда освящались все источники: реки, озёра, пруды, колодцы. После водосвятия крестьяне купались сами, купали лошадей и домашнюю скотину.
На Маковея собирают мак. Дикий мак – средство от ведьм. Им обсыпали дом ведьмы, и все её козни оказывались недействительными.
На этот праздник приходится первый день строгого Успенского поста.
           
15 августа. Степан – сеновал.
В этот день плели венок из трав и цветов. Из мяты, божьих слёзок, пижмы, клевера, полыни, ромашки. В венке должно быть 12 трав. Плели его все члены семьи. Этот венок всю зиму висел в красном углу, спасая от болезней.
Когда приходит беда, мать отрывала от венка цветы и травы и заваривала кипящей водой. Этой водой нужно окропить дом, обмыть больного и т. п. 
               
16 августа. Антон – вихревей. Исаакий – малинник.
Идёт полным ходом сбор лесной малины.
О человеке, рождённом в этот день, говорили: «Взбалмошным будет, неуёмным, отчаянным. «Не девка – огонь!» - говорили о той, что появлялась на свет в этот ветреный день. Но даже если тихой выдавалась в этот день погода, то рождённый в этот день только с виду был тихий.
             
17 августа. Авдотья  – сеногнойка. Авдотья – малиновка, огуречница.
           
18 августа. Евстигней – житник. 
Когда наступал срок жатвы, первой кланялись матушке – ржи, из первой горсти зерна делали себе пояс. Пояс помогал легко разгибать спину, давал жнецу спорую жатву, хранил от худых ветров, от порезов.
Во   время жатвы жнецы искали стебель  со многими колосьями,  его   свято хранили зиму,   весной  сеяли и ждали обильного зерна.
Из   глубочайшей древности    пришла  традиция,  передаваемая из поколения  в поколение - жать  всегда молча. Песни пели по  дороге на поле   и с поля,  а жали молча.
На Евстигнея едят  сырой лук  с хлебом,   солью и квасом, отчего бывают здоровы и имеют  свежий цвет лица.
 
18 августа. ХОРОЯР
20 серпня (18.08) праздник «Хорояр» — день почитания двух братьев, Хорса и Ярилы, покровителей коней. Они же Таусень и Усень, а у литовцев Тенис и Усиньш, у индусов Pratyusa и Usa. В Велесовой Книге (II 4г) есть упоминание «его жь рещемо Перун, Дажбо, Хор а Яр, и ины имены», то есть «его (свет) же мы называем Перун, Дажьбог, Хор и Яр, и иными именами». В калужской губернии в этот день ещё в первой половине XIX века селяне приносили «некоему языческому божеству Хораяру» в жертву коня. Да и вообще весь день проводили со своими лошадками. Купали их в реке, гривы украшали лентами, окропляли т.н. «святой водой». 
В комнатах развешивают связки луковиц  - очинить  воздух.
          
19 августа. Второй Спас, яблочный. Преображение.
Наименование Яблочного Спас носит  потому, что до этого времени строго запрещалось есть яблоки (и вообще никаких плодов, кроме огурцов, старались не потреблять).
А со дня Преображения начинали есть плоды и фрукты. Надкусывая яблоко, девушки загадывали о любви.
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС
Называют яблочным, поскольку начинается сбор яблок и овощей, в то время как до этого дня есть садовые яблоки запрещалось.

В день второго Спаса, совершался и особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки и после принесения молитвы благодарности Матери земле, волхв благословлял плоды. Хозяева жертвовали в пользу нищих «начатки», небольшие порции каждого из собранных ими плодов. Отсюда возникла поговорка: «На Второй Спас и нищий яблочко съест».

Уборка урожая сопровождалась приговорами: «Вовремя собрать — вовремя убрать». После Второго Спаса дождь — хлебогной! Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали наступающую осень. Не случайно день второго Спаса называли «осенинами»: «Со Спасо — Преображения — погода преображается!» «Пришел второй Спас — бери рукавицы про запас!». 
  
         
20 августа. Марины, Пимены.
Пимены – Марины – не ищи в лесу малины.
           
21 августа. День Стрибога. Мирон – ветрогон. 
В этот день бывают сильные ветры.
Стрибог (древне-русское Стрибогъ) — в восточнославянской мифологии бог ветра, родившийся из дыхания Рода. Имя его восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». 
Будучи повелителем ветра, Стрибог может вызвать или напротив прекратить бурю, или любое другое природное явление, связанное с ветром. Стрибог вместе с Перуном повелевает также громом и молнией.
Перун и Стрибог — братья. Сам же постоянно живет в Окияне-море на острове Буяне и ежедневно создает 77 ветров, которые раздувает во все стороны света. Ветры те, могут реки высушить, и сокрушить леса темные. Также в древнерусских текстах имя Стрибога постоянно сочетается с именем Дажьбога.
Ветры, в особенности те, что вызывают смерчи, всегда были явлением таинственным и несколько пугающим. Славяне заклинали смерчи, призывали на помощь Перуна, бросали в них ножи, камни, били палками. Все ветры, тихие ли, сильные ли, ласковые ли — все они дети и внуки Стрибога. Имена их: Посвист, Сиверко, Подага, Полуденник и Полуночник. 
С другой стороны, у славян известна концепция ветра как души (духа). Жертвуют обычно лоскуты, ленты, крупу, зерно, муку, кашу, хлеб, разбрасывая куски по ветру в поле, и вымаливая у него угодных для урожая ветров.
             
23 августа. Лаврентий.
В день святого мученика Лаврентия Архидиакона. В народе этот святой был известен как целитель глазных болезней. Простой люд молился    в надежде  излечиться или прозреть.
Говорят, не раз он дарил зрение даже тем, кто не владел им от рождения.
Лаврентия изображают на иконах в овчинном тулупе и с секирой в руках.
О его секире ходила такая легенда. В 1512 году к Калуге подступили крымские татары. Силы были неравные, и враги наступали со всех сторон, когда в первых рядах русских войск внезапно появился юродивый с топором. Его облик настолько ободрил русскую рать, что она обратила татар в бегство.
           
24 августа. Евпл.
В народе   святы были представления о потустороннем мире, тесно  связанным с живущими на земле.  Полагали,  что именно в ночь на мученика Евпла на кладбищенских могилах ходят привидения,   слышны свист,   вой, песни и бегает белый конь.
           
27 августа Михей – тиховей.
«Михеев день  с бабьим летом бурей-ветром перекликаются».
             
28 августа. Успение. Должники, овжинки, оспожинки.
В крестьянском быту день Успения Пресвятой Богородицы считается днём окончания жатвы. По древнему обычаю на поле  оставляли горсть несрезанных колосьев,   перевязывали    ленточкой «завивали бороду"  и приговаривали "Дай бог, чтобы  на другое лето  был хороший  урожай».
Оспожники, в зависимости от урожая, отличались большим разгулом. При благополучном результате жатвы оспожники справлялись иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник.
Это деревенское пиршество развертывалось по всем правилам хлебосольства.
Варили пиво, кололи овцу или барана, покупали говядины, голову и ноги быка для студня, ловили рыбу для кулебяки, хотя избранный день и попадал на скоромный, и пекли пирог из домашней пшеничной муки с примесью купленной крупчатки.
День Успения считался не только постным, но даже траурным днём, поэтому старухи – крестьянки любили в этот день одеваться во всё чёрное в память о кончине Богоматери.
На Успенье солят огурцы.
            
29 августа. Третий спас, ореховый, хлебный, холщёвый
В этот день православная церковь празднует    перенесение Нерукотворного образа  Спасителя или Спаса нерукотворного, то есть того куска ткани,  на котором  по библейским преданиям  отпечатался лик Иисуса Христа.
В 944 году святыня была перевезена в Константинополь из сирийского города Эдеса.
ХЛЕБНЫЙ СПАС
В земледельческом календаре третий Спас называли хлебным, поскольку в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая. В местах больших ярмарок со дня третьего Спаса начинался полотняный торг, продажа полотна и холстов. Чтобы обеспечить успешную торговлю, на ярмарках служили особый молебен.
С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. Но в большинстве мест России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних ролевых работ до наступления дождей. Считалось, что «если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет морозно». 
В народном  крестьянском, быту этот праздник отмечен торгом, холстами и полотном.   "Спасом на полотне»,   «спас на холстах", «холщовым спасом» называли крестьяне этот праздник. Во  всех краях русской земли назначались ярмарки и торги,   где крестьяне продевали холсты и полотно.
Ореховым спас называется потому, что к этому времени в центральной полосе России поспевает лесной орех.
В народе день перенесения называли также третьим Спасом – хлебным, ржаным. На этот праздник пекли пироги из нового хлеба.
Третий Спас – на воде. Чистили к осени целебные источники, пили подземную водицу, обходили колодцы.
           
31 августа. Флор и Лавр – лошадники. Конский праздник.
Везде в этот день лошадей кормили в полной мере, и ни в коем случае нельзя было на них работать (даже на скачках, седлать лошадей было не принято).
 
31 августа. ПОСТРИГИ
3 вересня (31.08) проходят постриги. Когда мальчику исполняется 3 года, ему постригают волосы в знак перехода на новую ступень жизни. Пострижённому дают взрослое славянское имя и впервые сажают на коня. Выстриженные волосы собираются в наузы и передают матери. После обряда все шли пировать. Во время пира над головой пострижённого разламывали именинный коровай с пожеланием счастья и богатства. Следующие постриги проводятся в 7 лет. 
        
Именослов. Кто в августе именинник.
 1 августа  Роман, Степан, Евгения, Митрофан, Тихон, Дмитрий 
 2 августа  Сергей, Илья, Кузьма, Тихон, Георгий, Леонтий, Афанасий, Иван, Петр, Александр, Константин, Федор, Ефим 
 3 августа  Евгений, Георгий, Иван, Петр, Анна, Федор 
 4 августа  Корнилий, Михаил, Алексей, Мария 
 5 августа  Виталий, Анна 
 6 августа  Борис, Глеб, Давид, Николай, Иларион, Афанасий, Кристина, Анатолий, Иван 
 7 августа  Макар, Ираида, Александр, Анна 
 8 августа  Моисей, Прасковья, Игнатий, Федор 
 9 августа  Клим, Анфиса, Герман, Клемент, Наум, Николай 
 10 августа  Моисей, Никанор, Юлиан, Анастасия, Ирина, Елена, Антонина, Прохор, Павел, Василий, Иван, Ефим 
 11 августа  Роман, Серафима, Кузьма, Михаил, Николай, Вениамин, Александр, Константин 
 12 августа  Герман, Ангелина, Павел, Валентин, Иван, Максим 
 13 августа  Сергей, Степан, Юрий, Евдоким, Иосиф, Николай, Осип, Вениамин, Георгий, Василий, Арсений, Иван 
 14 августа  Тимофей, Леонтий, Дмитрий, Александр, Федор 
 15 августа  Роман, Степан, Платон, Тарас, Василий 
 16 августа  Вячеслав, Кузьма, Иван, Исаакий 
 17 августа  Максимилиан, Ирина, Ия, Евдокия, Кузьма, Михаил, Денис, Дмитрий, Иван, Андрей, Константин, Дарья 
 18 августа  Максимилиан, Нонна, Евдокия, Викентий, Кристина, Мария, Дарья, Ефим 
 20 августа  Никанор, Митрофан, Михаил, Алексей, Дмитрий, Афанасий, Василий, Иван, Петр, Александр 
 21 августа  Григорий, Емельян, Леонид, Мирон, Герман, Иосиф, Моисей, Николай, Осип, Федор 
 22 августа  Григорий, Макар, Самуил, Юлиан, Ирина, Алексей, Леонтий, Мария, Иван, Петр 
 23 августа  Роман, Вячеслав 
 24 августа  Марк, Мартин, Макар, Василий, Александр, Федор, Максим 
 25 августа  Леонид, Матвей, Памфил, Степан, Аркадий, Виссарион, Вячеслав, Герман, Илья, Михаил, Николай, Сергей, Алексей, Дмитрий, Василий, Иван, Петр, Александр, Федор, Ефим 
 26 августа  Парамон, Евдокия, Ксения, Оксана, Николай, Тихон, Алексей, Василий, Константин, Максим 
 27 августа  Матвей, Ева, Евдокия, Аркадий, Владимир, Николай, Алексей, Василий, Александр, Федор 
 29 августа  Герасим, Александр, Анна 
 30 августа  Мирон, Илья, Павел, Алексей 
 31 августа  Григорий, Емельян, Евгений, Лев, Макар, Михаил, Георгий, Денис, Иларион, Иван