Сентябрь Печать
11.04.2009 10:16
СЕНТЯБРЬ
Хмурень, руст (жёлтый), вересень, ревун, дождезвон
          
Есть время природы особого света,
неяркого солнца, нежнейшего зноя.
Оно называется  бабье лето
и в прелести спорит с самою весною.
Уже на лицо безудержно садится
летучая, лёгкая паутина…
Как звонко поют запоздалые птицы!
Как пышно и грозно пылают куртины!
О.Ф. Берггольц
  
 С.Ю.Жуковский Осень. Веранда. 1911г 
   
8 - ПРАЗДНИК ЛАДЫ
     РОД и РОЖАНИЦЫ   
14 - Воздвижение Креста Господня 
      ПЕРВЫЕ ОСЕНИНЫ
      ДЕНЬ ОГНЕННОГО ВОЛХА 
      ЗАКРЫТИЕ СВАРГИ (ВЫРИЙ)
21 – Рождество Богородицы 
21 - ОСЕНИНЫ 
21 – День Сварога 
27Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня  
27 -   РОДОГОЩЬ (Таусень)  

       
Народный календарь
1 сентября. Андрей Странтилат-тепляк. Фекла-свекольница. 
Начинается уборка свеклы.
    
2 сентября. Самуил.
Самойлин день Бога о мужике молит.
Свёкольница – девкам невольница.
          
4 сентября. Агафон – огуменник.
Полагали, что в этот день ночью леший выходит из лесу и бегает по сёлам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам. Мужики выходят стеречь гумна в тулупе наизнанку, с кочергой.
      
5 сентября. Луппа-брусничник. 
На Луппу брусника поспела.
         
7 сентября. Тит и Варфоломей. 
Святой Тит последний гриб растит.
Существовало поверье, что,  человек, рождённый в этот день, будет счастливым  в зрелости.
         
8 сентября. Наталья-овсяница. 
Именины рябины. Этот день собирают рябину и калину. Готовят овсяный кисель и пекут блины.
Рецепт дня. Овсяный кисель. 
В воде (2 стакана) замочить "Геркулес" (1 стакан) и четвертинку черного хлеба. Все это стоит ночь. Утром достать аккуратно хлеб, руками размять геркулес, потом процедить -  получается белая мутная жидкость. Поставить ее на огонь и довести до кипения. Она должна загустеть, как клейстер. Потом разлить кисель по тарелкам и оставить остывать на стол, а когда остынет - в холодильник, но не в морозилку. Когда кисель застынет, он станет как желе. 
Едят овсяный кисель с молоком, фруктами, соком. В старину ели с ржаным хлебом.
Блины "Сибирские". 
В литр кипяченой воды, добавить муку (около килограмма, иногда больше - нужно, чтобы тесто приобрело консистенцию густой сметаны) и вымесить. Добавляем соду и соль, затем молоко. Полученное тесто заварить стаканом кипятка, дать немного остыть, после чего добавить яйца. Теперь тесто должно уже иметь консистенцию жидкой сметаны. Выпекать блинчики на смазанной маслом чугунной сковороде.
Вода – 1 л Молоко – 0,5 л Мука – 1 кг Яйцо – 3 шт. Соль, сода – по 1 ч. Ложке

8 сентября. ПРАЗДНИК ЛАДЫ
Особый статус Лады — великой богини весенне-летнего плодородия и покровительнице свадеб, брачной жизни — обусловил множественность посвященных ей праздников: они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему и осеннему циклу праздников.
В частности, именно у Лады и ее дочери Лели (Лельник) испрашивали разрешения закликать весну. Затем к богине обращались перед началом летних полевых работ. Остальные обряды были связаны с весенне-летним циклом молений о дожде, праздником первой зелени, первых всходов, первых и последних колосьев.
На праздник Красной горки, который в большей степени был посвящен Ладе, девушки вели игру «А мы просо сеяли, сеяли». Местом ее проведения был холм (красная горка). Играющие делились на две группы — одна пела о посеве проса, другая — о его вытаптывании. Вытаптывание обозначало завершение всего цикла — обмолот хлеба. 
Возможно, именно подобное игрище описывал летописец, отмечавший, что славяне «устраиваша игрища межю селы и ту умыкаху жены себе». Исследователи также установили, что к Ладе обращались и для обеспечения благополучия будущего брака. Нередко именно в середине лета, к осени, принималось решение о заключении брачного союза, хотя свадьба игралась значительно позже, после окончания полевых работ. 
Цикл прославления богини завершался после уборки хлебов (в конце августа—сентября), поэтому последним праздником, связанным с Ладой, был праздник осеннего солнцестояния. (8—9 сентября по старому стилю) и 22 сентября по новому.

8 сентября. РОД И РОЖАНИЦЫ
Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию, приходится на 8 сентября. 
После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы. 
После «похорон» начинается обрядовая охота на «лосих». Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать.
Праздник заканчивается рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино) и игрищами. 
Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный). По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных. После праздника Рода и Рожениц наступает «бабье лето».
         
10 сентября. Анна и Савва-скирдники.  
В этот день славили урожай на Руси. Начинались веселые зазывные ярмарки.
Можно приготовить праздничный ужин из овощей, ягод, плодов выращенных на вашем садовом участке.
 
Рецепт дня. «Стильные» помидоры
Берутся  свежие  помидоры  средних  размеров,  из  них чайной ложкой извлекается серединка -  перегородки, сок  и зерна. В отдельную посуду разбивается несколько яиц (в зависимости  от количества помидоров, которые надо будет заполнить). К  яйцам добавляется сок от  вынутых серединок, все  это размешивается или взбивается, если есть желание взбивать, туда же  кладется соль. В полую  помидорину сыплется чуть-чуть  молотого перца, засовывается  рубленая  зелень,   чайной  ложкой   наливается начинка из яиц и помидорного сока.  Сверху посыпаем  зеленью, делаем  на  каждой  помидорине  "шапочку"  из  майонеза - и в сильно  разогретую  духовку  на  7-10  минут,  чтобы  майонез запекся.
Аналогичным  образом готовятся «стильные»  помидоры с начинкой  из говядины,  курицы, гречневой  каши с  грибами, сладкого перца с рисом и морковью и всего остального, на  что хватит фантазии.
Летний салатик
Молоденький кабачок тщательно вымыть, обрезать оба конца (вынимать семена и срезать кожуру не нужно), натереть на крупной терке, добавить тертое яблоко (кисло-сладкого сорта), мелко нарезанный малосольный огурчик, луковицу и зелень укропа. Заправить сметаной пополам с майонезом.
Кабачок, яблоко, огурец, лук репчатый – 1 шт.
Зелень укропа, сметана, майонез – по вкусу
    
11 сентября. Иван постный, полетовщик.
День Усекновения главы Иоанна Предтечи. Православная церковь совершает поминовение воинов, на поле брани убиенных. 
Весной 28 года нашей эры пророка Иоанна по приказу Ирода Филиппа заковали в цепи и отвезли в крепость: Ироду донесли о речах Иоанна против его лично, рассказали и об обещании Предтечи «указать народу путь освобождения от всех земных владык». Ирод собирался жениться на своей близкой родственнице Иродиаде, а Иоанн открыто высказывался против этого кровосмесительного брака.  По настоянию Иродиады и её дочери Ирод приказал отрубить голову Иону и подать ее на блюде.
Поэтому в этот день считалось непростительным грехом брать в руки что-нибудь острое – это напоминает меч, которым казнили Иоанна. Если хозяйка забывала накануне нарезать хлеб, то в этот день ей приходилось ломать его руками. Так же считалось грехом есть продукты, имеющие круглую форму: картофель, капусту, лук, яблоки и прочее, потому что они напоминают голову. Избегали есть все красное - это напоминает кровь, даже не принято было подавать еду на блюде.
В этот день крестьяне обязательно ходили в церковь, а люди страдающие головными болями, просили у святого исцеления.
 По народному календарю - Иван-постный. В этот день соблюдается строжайший пост. 
Считалось большим грехом есть даже рыбу, но особенно непростительно  в этот день пьянствовать, петь песни и плясать.
В Вологодской губернии день Ивана Постного назывался репным праздником. До этого дня нельзя было есть репу и снимать урожай. «Репный» праздник отмечался без песен, но с едой и угощением нищих.
Если на Ивану Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана постного – коренья.
          
13 сентября. Куприян.  
На Куприяна начинают убирать корнеплоды (кроме репы), копают картофель.
             
14 сентября. Симеон Столпник. Семен-летопроводец. Семин день. Марфа.
Время с Семина дня по 22 сентября называется бабьим летом – это начало бабьих сельских работ.
Семенов день считался счастливым, поэтому советуют в этот день справлять новоселье.
Обзаводились  новым огнём. Добывали огонь трением из дерева или высекали его из камня.
14 сентября. Первые Осенины. 
В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле. 
В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. 
С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. 
Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни: 
Вейся мы, хмель, перевейся, 
На нашу сторонку, 
Как на нашей на сторонке приволье большое! 
А приволье - то большое, мужики богаты! 
Что мужики - то богаты, каменны палаты! 
Что каменны палаты, двери золотые, 
Что маковки литые!
Вторые Осенины отмечали 21 сентября, они совпадали с праздникомРождества Пресвятой Богородицы. Третьи Осенины приходились на 27 сентября.

14 сентября.  День Огненного Волха. 
Огненный Волх — Бог войны у древних славян, страж Ирийского сада, муж Лели. Он был рожден от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. У Волха была двойная природа: через Индрика он потомок Великого Черного Змея, владыки всех темных сил, а мать его — Мать Сыра Земля, с ней всегда связывались представления о подземном мире, в мифах и легендах разных народов она непременно рождала чудовищ. 

Когда Волх подрос, он убил своего отца Индрика-зверя, унаследовав от него власть над силами тьмы, а затем захотел покорить и небесное царство, всю Вселенную. У Волха для этого было больше возможностей, чем даже у самого Черного Змея, которого удалось обмануть Сварогу и Семарглу. Молодой бог обладал не только силой, но и хитростью. 

Обернувшись Соколом (кстати, Финист Ясный сокол — молодой богатырь из русских сказок — это прообраз Волха. А по некоторым источникам, упоминаемый в сказаниях Серый Волк — этот же персонаж), он проник в небесный сад и хотел склевать золотые яблоки — вкусивший их сразу получал бессмертие и власть над Миром. Но случайно он услышал, как поет в Ирийском саду Леля, и заслушался он этой песнею, и забыл обо всем на свете.

Тогда впервые увидел Волх, как Леля «по небесному саду похаживает, золотыми кудрями встряхивает и сплетает венок из лилий, напевая песню печальную...» И Волх забыл о своем желании захватить Вселенную, что неизбежно привело бы мир к гибели. Он стал тайным любовником Лели.

Но не мог Волх стать супругом Лели, ибо он принадлежал Подземному миру, и должен был быть враждебен силам Света. Узнав, что Лелю по ночам навещает гость, ее сестры (Жива и Марена) истыкали иглами окно, через которое влетал Сокол-Волх. Волх прилетел, ранил крылья, и потому вынужден был вернуться в Пекельное царство. 

И тогда Леля ушла из небесного царства, долгие годы она искала Волха. Нашла же Леля его, лишь когда «изломала три пары железных башмаков, изломала три чугунных посоха и изжевала три каменных хлеба». Когда Леля шла босиком по острым камням, она поранила свои ноги, и из капель крови богини Любви родились розы. Леля нашла Волха и освободила его от власти подземного мира. Враг небесного мира, грозный и властолюбивый Герой Любовью был превращен в главного его защитника. Войну сменил мир.

14 сентября. Закрытие Сварги. (Вырий)
Считали, что в этот день Землю покидает богиня Жива — олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека — то есть весны, и в свои владения постепенно вступают Мороз и Зима.

Заканчивается уборка урожая — люди благодарят Живу за то, что не дала умереть с голоду, а послала плодородие на Землю. Духи Предков с этого дня не опускаются на землю. 

Птицы улетают в теплые края — славяне верили, что они перелетают в верхний мир, где живут души умерших. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.

Вырий (или Ирий-сад) — это древнее название Рая у восточных славян. Наши предки верили, что светлое небесное царство находится по ту сторону облаков или же у теплого восточного моря, там, где бесконечное лето.

В Раю растет мировое древо (наши предки полагали, что это береза или дуб), у вершины которого обитали птицы или души умерших. Ключи от Ирий-сада были некогда у вороны, но та прогневила богов, и ключи передали ласточке. 

По свидетельству народных легенд, в Ирий-саду, у колодцев, находятся места, приуготовленные для будущей жизни хороших, добрых людей. Это студенцы с чистой ключевой водою, вокруг которых растут благоухающие цветы, зреют на деревьях молодильные яблоки, и сладко поют райские птицы.

15 сентября. Федот  и Руфина. Мамонт-овчарник.
 Этот день называли Мамонтом-покровителем овец и коз.
             
16 сентября. Василиса, Домна. 
На Домну бабы собирали в дом всякую рухлядь, чтобы осень была благополучной. Мы можем придумать свой обычай: на Домну пересмотреть старые вещи - что починить, надо, отремонтировать, а какие-то вещи подготовить, что бы потом отдать их тем, кто в них нуждается.
               
17 сентября. Луков день. 
Начинают выкапывать лук из земли. 
         
18 сентября. 
В этот день гнали из деревни Кумоху.  Кумоха – нечистая сила, в отрепьях ходит да беды за собой водит.
Вечером этого дня в деревне часто топили баньку. Берёзовым веничком хлестали по согнутым спинам.
Говорили о человеке, рожденном 18 сентября: ему дома не достает. Все его мотает по белу свету, будто что-то оторвало его от дома.
         
19 сентября. Михаил. 
«Михаил заморозком землю прихватил».
 «На Михайлу нельзя работать – бог накажет».
 
20 сентября. Созонт. 
«Лук в косицы плели девицы».
            
21 сентября. Рождество Богородицы. Осенины. Оспожинки.
8 сентября (по старому стилю) в Назарете, у престарелых супругов Анны и Иоакима родилась дочь – Дева Мария.  Супруги прожили вместе пятьдесят лет, но до Марии детей у них не было, и только после долгих молитв супругов  Бог даровал им Марию. 
Вторая встреча осени. 
Оспожинки – это праздник урожая. Раньше этот праздник отмечали иногда в течение целой недели: ходили друг к другу в гости, обязательно приглашали молодых к тестю и теще вместе со свекром и свекровью. Такой общий семейный праздник способствовал укреплению добрых, родственных отношений между невесткой и свекровью, между семьями сватов. Женщины ходили встречать осень к воде и, глядя на осеннюю, неторопливую речку приговаривали: «Богородица пречистая, избави от маеты, надсады от души отведи, мое житье-бытье освети!».
Почему бы и нам не отметить оспожинки: родственников пригласить в гости в любой день недели (с 21 по 27  сентября), на речку сходить – лето проводить, осень встретить.

21 сентября. День Сварога.
Наступил праздник Небесного Кузнеца — Сварога. К этому времени уже прошли обрядызакрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает. 
Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла. 
Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву. 
Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

Братчиной (другие названия — канун, свеча) называли совместную трапезу полноправных членов однодеревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян.

В основе братчины лежал благочестивый обычай — поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия.

          
22 сентября. Поднесеньев день.
 В этот день новобрачные подносили круглый пирог (с любой начинкой) и свату, и родне, приглашали соседей: «К нашей хлеб - соли милости просим!». Чествовали солнце.

22 сентября. Осеннее равноденствие, начало охотничьего сезона, встреча Дажьбога и Марены

Рецепт дня. Деревенский пирог с ветчиной
Разведите дрожжи в теплой воде (примерно 1/2 стакана), добавив сахар, затем замесите с мукой, чуть-чуть посолите и поперчите. Оставьте тесто на 2 часа в теплом месте, накрыв салфеткой. Обжарьте измельченный лук в сливочном масле. Еще раз перемесите тесто, разделите на две неравные части и раскатайте. Смажьте форму сливочным маслом, выложите в нее большой пласт теста, распределите внутри рубленую ветчину, лук, колбасу и сыр, нарезанные кубиками, покройте вторым пластом теста и скрепите края. Смажьте желтком, размешанным с молоком, и выпекайте 45 минут в духовке, разогретой до 2000.
Для теста (на 6 порций).
Мука – 300 г
Дрожжи – 15 г
Соль и сахар.
Для начинки.
Ветчина – 100 г
Колбаса вареная – 50 г 
Сыр – 100 г
Лук репчатый – 2 шт.
Масло сливочное – 3 ст. ложки.
Яичный желток – 1 шт.
Молоко – 1,5 ст. ложки.
Соль, перец.
          
23 сентября. Петр и Павел – рябинники. 
В этот день собирают рябину, но не всю-часть ягод оставляют на дереве для птиц.
Считается, что и ветки и ягоды рябины охраняют от нечистой силы, поэтому раньше в деревнях между рамами клали рябиновые гроздья.
           
24 сентября. Феодора.
День святой Феодоры Александрийской считается началом осени, третьей встречей осени.
          
25 сентября. Артамон. Змеиный день. 
На Артамона змеи уходят в леса и прячутся.
             
26 сентября. Корнилий. 
«С Корнилья дня корень в земле не растет, а зябнет» - заканчивается уборка всех корневых овощей.
            
27 сентября. Воздвижение. 
Праздник Воздвижения посвящен кресту Христову. В день Воздвижения христиане соблюдают строгий пост. С Воздвижения начинали рубить капусту. Устраивали капустные вечера, или капустники.
«У доброго мужика на Воздвижение пирог с капустой».
Рецепт дня. Пирог с капустой.
 - Натереть на тёрке 1 пачку маргарина, смешать с 3 стаканами муки, хорошо перетереть руками.
 - Один стакан кефира (или любого кисломолочного продукта) + 0,5 чайной ложки соды + 0,5 чайной ложки соли. Все компоненты смешать в отдельной мисочке.
 - В другой миске слегка взбить вилкой 2 яйца.
 - В муку с маргарином (1) вмешать яйца (3), затем кефир (2). Хорошо промять, если недостаточно муки – добавит. Тесто должно быть мягкое и не прилипать к рукам.
 - Тесто завернуть в полотенце, положить в п/э пакет и в холодильник 
       (не в морозилку), не менее чем на 0,5 часа. Можно  оставить на ночь.
Сделать 2 коржа.
1 вариант начинки «Капуста простая»
Капусту тонко нашинковать, посолить, слегка перетереть.
Выложить на один корж, закрыть другим и поставить в нагретую до 220 духовку. Испечь! Затем съесть самому и угостить родственников.
2 вариант начинки «Капуста нежная»
Капусту тонко нашинковать, посолить, уложить в кастрюлю, и залить (чтобы капуста была полностью закрыта) смесью молока с водой или сметаной с водой. Дать закипеть, убрать с горячей плитки и пусть постоит, пока не остынет. Затем откинуть на дуршлаг и добавит мелко порубленные варёные.

27 сентября. РОДОГОЩЬ (ТАУСЕНЬ)
Славяне празднуют великий праздник — Родогощь (Таусень) — когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?» 
Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог. 
После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир горой — еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается. 
В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме. Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!» Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов. 
Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен. 
Праздник заканчивается многолюдными игрищами.
       
28 сентября. Никита-гусепролет, гусарь, гусятник. 
Гуси на хвосте зиму тащат.
               
29 сентября. Птичья костка. 
Вряд ли мы будем следовать этой традиции, но она достаточно интересна, чтобы просто знать, почему так оригинально называется этот день. «Ставя по осени перевясла-сети на птиц, крестьяне не только проявляли заботу о семье, но и хотели узнать, какой будет зима. Птичья костка утки или глухаря своей твердостью, жировым оплывом как бы давала ответ на этот вопрос».
В этот день можно приготовить блюдо из гуся, утки или дичи. Гадать по косточке не обязательно, но есть повод собраться за ужином всей семьей.
Рецепт дня. Утка запечённая
Очищенные, промытые и обсушенные тушки молодых уток посолить и посыпать чёрным перцем.
Фарш: спассеровать на масле мелко нарезанный лук и подрумянить вместе с ним предварительно ошпаренный кипятком и нарезанный соломкой бекон; прибавить хлебные крошки, смешать их с луком и беконом и посыпать мелко нарезанной петрушкой.
 Уток начинить фаршем и зашить, смазать маслом, положить в кастрюлю и запекать, поливая время от времени маслом. При подаче на стол уток разрезать вдоль пополам и залить соусом, в котором они запекались. Подать с салатом.
Утки – 3 шт. Хлебные крошки – 200 г Лук репчатый – 1 шт. Бекон – 150 г Масло сливочное – 300г Петрушка.
Соль, перец по вкусу.
 
30 сентября. Софья, Вера, Надежда, Любовь. 
Всесветные бабьи именины. 
Церковь отмечает день мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. Три сестры не отреклись от христианства даже после бесчеловечных пыток, которые назначил им император Адриан (Рим). Сестер казнили, а через три дня на их могиле умерла их мать Софья.
В этот день женщинам полагалось плакать с раннего утра о себе, о своих родных, а потом, с облегченной  душой заниматься домашним хозяйством.
           
Именослов. Кто в сентябре именинник?
 1 сентября  Фекла, Николай, Тимофей, Андрей 
 2 сентября  Самуил, Виктор, Тимофей, Иван, Федор, Максим 
 3 сентября  Корнилий, Фаддей, Павел, Александр 
 4 сентября  Феликс, Гавриил, Макар, Михаил, Алексей, Иларион, Афанасий, Василий, Иван, Александр, Исаакий, Федор 
 5 сентября  Николай, Павел, Иван, Федор 
 6 сентября  Георгий, Арсений, Петр, Максим 
 7 сентября  Владимир, Иван 
 8 сентября  Адриан, Роман, Виктор, Георгий, Дмитрий, Петр, Наталья 
 9 сентября  Степан, Анфиса, Михаил, Дмитрий, Иван 
 10 сентября  Степан, Сусанна, Григорий, Иосиф, Макар, Моисей, Осип, Сергей, Павел, Вениамин, Георгий, Денис, Игнатий, Иларион, Леонтий, Лукьян, Афанасий, Василий, Арсений, Анатолий, Иван, Захар, Анна, Федор, Ефим 
 11 сентября  Иван, Исаакий 
 12 сентября  Лазарь, Степан, Ангелина, Евгения, Елизавета, Гавриил, Григорий, Даниил, Макар, Николай, Павел, Алексей, Игнатий, Василий, Арсений, Иван, Петр, Александр, Максим 
 13 сентября  Михаил, Дмитрий, Геннадий 
 14 сентября  Татьяна, Марфа, Наталья 
 15 сентября  Богдан, Леонид, Степан, Юлиан, Оксана, Ксения, Серафима, Виктор, Владимир, Герман, Михаил, Николай, Василий, Анатолий, Иван, Петр, Федор, Ефим 
 16 сентября  Доминика, Василиса, Илья, Алексей, Иван, Петр, Константин, Ефим 
 17 сентября  Митрофан, Степан, Юлиан, Михаил, Моисей, Николай, Павел, Василий, Иван, Петр, Александр, Федор 
 18 сентября  Раиса, Елизавета, Глеб, Давид, Афанасий, Захар, Федор, Максим, Ефим 
 19 сентября  Всеволод, Фекла, Давид, Макар, Михаил, Денис, Дмитрий, Иван, Андрей, Константин, Кирилл 
 20 сентября  Екатерина, Григорий, Евгений, Макар, Николай, Степан, Иван, Александр, Андрей 
 22 сентября  Григорий, Иосиф, Никита, Осип, Сергей, Алексей, Афанасий, Василий, Александр, Захар, Анна 
 23 сентября  Татьяна, Гавриил, Глеб, Евгений, Клемент, Клим, Николай, Павел, Василий, Иван, Петр, Андрей, Константин 
 24 сентября  Роман, Ия, Евдокия, Герман, Лев, Николай, Сергей, Карп, Дмитрий, Петр, Исаакий 
 25 сентября  Юлиан, Даниил, Алексей, Афанасий, Федор 
 26 сентября  Юлиан, Илья, Корнилий, Николай, Степан, Леонтий, Лукьян, Петр, Александр 
 27 сентября  Иван 
 28 сентября  Леонид, Людмила, Виссарион, Герасим, Григорий, Иосиф, Макар, Никита, Николай, Осип, Порфирий, Степан, Игнатий, Дмитрий, Мария, Иван, Андрей, Максим 
 29 сентября  Людмила, Виктор, Григорий, Иосиф, Осип, Прокофий 
 30 сентября  Зиновий, Мирон, Любовь, Надежда, Вера, Софья, Илья, Дмитрий, Иван 
              
 
Травник
Из лекарственных растений в сентябре рекомендуется заготавливать корневища аира, наросты березового гриба (чаги), цветки бессмертника, листья брусники и крапивы, бодягу, кору калины, корни одуванчика.
Из перечисленных растений меня заинтересовала кора калины. О удивительно полезных ягодах калины, наверное, все знают, а чем же полезна кора?
В народной медицине отвар коры применяют как успокаивающее при неврозах, сосудистых спазмах, бессоннице, судорогах, а также при простуде и золотухе. Золотушных детей купают в разбавленном отваре коры калины.