Главная Рождение, крещение, крестинный обед

Прямоугольник реклама

Рождение, крещение, крестинный обед
Рождение, крещение, крестинный обед - Крещение, крестинный обед Печать E-mail
Article Index
Рождение, крещение, крестинный обед
Крещение, крестинный обед
All Pages

  Крещение

   В России крещение происходило чаще всего на восьмой, а иногда - и на сороковой день, т. к. эти числа напоминали о событиях в младенческой жизни Иисуса - обрезании и сретении.
Крещение происходило у всех сословий в церквах; таинство в домах допускалось лишь в случаях болезни или крайней слабости новорожденного и обязательно не в той комнате, в которой он рожден, т. к. эта комната долгое время считалась оскверненной.
    Обряд крещения в веках не изменился. Как и много лет назад, священник в полном облачении совершает все его таинства, от огласительной молитвы и благословения воды до одевания младенца в "ризу правды - крестильную рубашку (распашонку), вручения нательного креста, который затем носится под одеждой и бережется всю жизнь, миропомазания и крещения.
На все вопросы, с которыми священник обращается к ребенку, отвечают его восприемники - крестные отец и мать.
    Вот основные традиции крещения: дата - на восьмой день после рождения, выбор в восприемники близких родственников, и, наконец, поверье, что если воск с волосиками младенца не утонет, дитя останется живо.
Выбор крестных родителей был очень серьезен, поскольку в случае болезни или смерти родителей на них возлагалась ответственность за воспитание ребенка; поэтому и выбирали их из близких людей - родственников или друзей семьи.
Крестный отец - кум, крестная мать - кума. Крестнику своему, поясняет В. Даль, восприемники не кум и кума, а только между собою, и относительно родителей и родичей его. Крестные отец и мать - важные люди как в обряде, так и в жизни.
    Кстати, оформление кумовства существовало и в дохристианской Руси и закреплялось омовением ребенка в речке, озере или деревянных корытах. Дитя несли к водоему, купали, пеленали и давали имя по выбору родителей или старшего в роде, часто в честь уважаемого предка или народного героя. При этом совершались и религиозные действа. Волхвы произносили магические заклинания против злых духов и предсказывали судьбу младенца. Кумовьев могло быть двое, трое или больше. Они совершали родовую опеку над ребенком и несли моральную ответственность за его воспитание, а в случае смерти родителей заменяли их ему.
После свершения всех языческих обрядов древние славяне устраивали семейный праздник, а в христианской Руси в тот же день накрывались крестинные столы; помимо гостей, кормили и нищих.

     Обычай устраивать крестинные столы бытовал у всех сословий и отличался лишь разнообразием и обилием подаваемых яств.
После свершения обряда поздравляли отца и мать - с сыном или дочкой, кума и куму - с крестником, бабку-повитуху - с внуком или внучкой.
    В крестные матери не звали беременную: считалось, что тогда крестник умрет.
    Если в семьях бывали смерти новорожденных или малолетних детей, в кумовья брали первого встречного. Предпочтение отдавалось таким крестным, у которых в живых оставалось много крестников. Парень или девушка, в первый раз становившиеся крестными, выбирали ребенка: мужчина - девочку, девушка - мальчика; считалось, что в противном случае девушка рисковала остаться вековухой, а парень - холостяком. Среди крестьян и низших слоев городского населения бытовало также поверье, что если девушка или парень, которые приглашались в крестные к первому ребенку, старше родителей крестника, то девушка выйдет замуж за вдовца, а парень - за вдову или женщину старше его. Поэтому, соответственно, старались, чтобы кумовья были младше родителей.
    По канонам православия, крестные не могли вступать в брак друг с другом. Этим правилом также широко пользовались крестьяне, которые прознавали, что помещик хочет их поженить против воли. Кума и куму не имел права заставить вступить в брак даже самый суровый крепостник.
По воду ходили без коромысла, не то крестник горбат будет, а чтобы ему легче жилось на свете, в день крещения ставили на окно стакан с водой.
   Чтобы братья и сестры были дружны и крепко любили друг друга, рубашечку, в которой крещено первое дитя, рекомендовали одевать на всех последующих детей. 21 января (8 янв. по с. ст.) на "Василисы зимние" и "Емельяны-перезимники" было принято угощать кума с кумою - по поверью, это приносило здоровье детям, а кум и кума, приходя в гости к крестнику, приносили с собой кусок мыла и полотенце, вручая которое, приговаривали: "Вот вам мыльце и белое белильце для крестника". В Петров день (12 июля) кума пекла крестникам тоболки - пресные пироги с творогом.
В прощеный день (последний день перед Великим Постом), по обычаю, кум шел к куме с мыльцем, а она - к нему с пряниками.

 

Крестинный обед

   Главные гости на праздничном крестинном обеде - кум, кума и бабка-повитуха. А поскольку сейчас дети появляются на свет в больнице, то роль бабки-повитухи, столь важную в обрядовой части праздника, должна взять на себя какая-нибудь родственница или наиболее уважаемая гостья. Выбор - на усмотрение родителей. Главных гостей сажали за стол и угощали приготовленной для них закуской и чаем, а хозяин дома тем временем шел приглашать родных и друзей "к младенцу на хлеб, на соль, кашу есть".
    Стол в крестины накрывался празднично. Вот его примерное меню: сперва подавалось холодное: в постный день - сельди и квас с кислой капустой, в скоромный - студень и квас с яйцами и мясом; затем следовали: в постный день - щи со снетками, приправленные конопляным маслом, картофельный суп с грибами и лапша; в скоромный: щи с каким-нибудь мясом, ушник (т. е. суп из потрохов), лапша с курятиной или свининой, лапша молочная и, наконец, обязательно и независимо от состава кушаний на крестильном обеде, подавалось главное блюдо - гречневая каша, перед которой угощали еще кашей пшенной. После того, как гости съедали обед, бабка клала на стол пирог, ставила горшок в шапке и штоф с водкой и говорила: "Это мое: купите, будете есть". или:
"Гости мои любящие,
Гости мои дорогие!
К вам бабушка идет,
Вам кашку несет.
Бабушка молоденька,
Несет кашку сладеньку,
Нам не барыши получать,
А только народ приучать,
Чтобы бабушку знали,
Чаще в гости звали!!

   Затем бабка начинает угощать присутствующих, но те шутливо отказываются и по обычаю предлагают ей испробовать водку первой: "Попробуй-ка сама, бабушка! Может, водка-то наговорная!". Первым после бабки пьет отец, а на закуску ему выдается так называемая родильная ложка с круто посоленной и наперченной кашей. Бабка говорит: "Солоно и горько рожать". На такие слова иногда следовал ответ: "Солона кашка и солоно было жене родить, а еще солоней отцу с матерью достанутся детки после", и, бросая вверх оставшуюся в ложке кашу, отец произносит: "Дай только Бог, чтобы деткам нашим весело жилось, и они также прыгали бы!".
    За отцом угощаются кумовья. "С крестником (крестницей) вас, как вы видели его (ее) под крестом, так бы видеть вам его (ее) под венцом!" - говорит бабка. После кумовьев пьют подносимую водку остальные гости. При этом каждый, не исключая и отца, кладет сколько-нибудь денег на тарелку в пользу бабки и на пирог - родильнице.
Чтобы мальчик вырос высоким, его поднимали на крестинах над головой к потолку или же выплескивали туда рюмку водки, а кума клала высоко на полку коврижку и приговаривала: "Чтобы крестник такой высокий вырос!".
    Очень внимательно следили за тем, чтобы каша была доедена до конца, иначе ребенку грозила опасность быть рябым.
Перед уходом гости благодарили хозяев и желали всего хорошего, а новорожденному - доброго здоровья и многие лета. Последними уходили кум с кумою. Вечером того же дня или утром им предлагались закуски, "чтоб опохмелиться". За закуской происходит обмен подарками. Кум получает от кумы платок "на память", за что он, предварительно утерев подарком рот, целует куму в губы и одаривает деньгами. При прощании родильница вручает им по пирогу, за который получает деньги или платок, чай, сахар, мыло и т. п. Праздник заканчивается.
Сейчас возрождается семейный праздник крестин. А как же иначе!? Как говорили в старину: «Были бы родины, а крестины будут».


По материалам: «Энциклопедия обрядов и обычаев». Спб.: "РЕСПЕКС"
Составители: Брудная Л. И. Гуревич 3. М. Дмитриева О. Л.
AddThis Social Bookmark Button


 

Bicolor template supported by Naturalife Greenworld